По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 341.1; 341.24 DOI:10.33920/pol-01-2010-03

Сущность и виды стратегического партнерства в международных отношениях

Алексей Владимирович Воробьев заместитель начальника Управления конверсионных и межбанковских операций, Инвестиционный департамент ПАО Банк ЗЕНИТ

В работе определяются основные подходы к пониманию стратегического партнерства между государствами на международной арене, определяются основные признаки такого партнерства. Автор обосновывает тезис о том, что в настоящее время стратегическое партнерство между государствами в социальной и духовно-культурной сфере уже не имеет вторичного характера. В статье определены основные направления стратегического партнерства между государствами в социальной и духовно-культурной сфере на современном этапе. Обосновывается концепция смены вектора России в социальной и духовно-культурной сфере на современном этапе.

Литература:

1. Декларация принципов международного культурного сотрудничества: принята 4 ноября 1966 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры на ее Четырнадцатой сессии // СПС «Гарант».

2. Абабкова Н. Н. Международное сотрудничество дальневосточных театров в постсоветский период. In Situ. 2016; 3.

3. Барабанов В. А. Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации: Автореферат дис. … канд. ист. наук. — Москва. 2008.

4. Бжезинский З. Выбор / Пер. с англ. — Москва. 2004.

5. Головина Г. В., Савина И. А. Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования. Вестник АГУ. 2014; 4.

6. Дроздов Н. А. Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2016; 180.

7. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: монография. — Екатеринбург: УрГПУ. 2011.

8. Новиков И. А. Отношения России и Европейского Союза: проблемы и факторы развития стратегического партнерства: Автореф. дис…. канд. полит. наук. — Санкт-Петербург. 2011.

9. Носов М.Г. Отношения ЕС — США: политика, экономика, безопасность. Современная Европа. 2014; 4.

10. Отахонов Б. Д. Проблема глобализации. Молодой ученый. 2018; 50 (236).

11. Павлова С. Н., Трофимов В. В. Межкультурное сотрудничество как основа мира и согласия между народами: аспекты правового регулирования. Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. 2016; 3.

12. Перцев А. Б. Российско-китайские отношения и их влияние на национальную безопасность Российской Федерации: Автореф. дис…. канд. полит. наук. — Москва. 2011.

13. Савина И. А. Современная политика международных организаций в вопросах содействия культурной коммуникации в мировом порядке. Региональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этнонациональные и информационные аспекты. — Краснодар; Геленджик. 2013.

14. Состоялось очередное заседание Подкомиссии по сотрудничеству между Россией и Китаем в области здравоохранения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minzdrav.gov.ru›news…oblasti… mezhdu-rossiey…kitaem

15. Сухарь А. А. Политическое партнерство в современной России. Философия права. 2007; 1.

16. Шишкин С. В. Понятие, сущность корпоративной политики. — Москва: МГУ. 2017.

1. Declaration of principles for international cultural cooperation: adopted on 4 November 1966 by the General Conference of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization at its Fourteenth session. // SPS Garant.

2. Ababkova N. N. International cooperation of Far Eastern theaters in the post-Soviet period // In Situ. 2016. — No. 3.

3. Barabanov V. A. Cooperation of the European Union with Russia in the cultural sphere in modern conditions of integration and globalization. Abstract of PhD Cand. in History thesis. M. 2008.

4. Bzhezinskiy Z. Choice. Translated from English. М., 2004.

5. Golovina G. V., Savina I. A. International cultural cooperation: aspects of socio-cultural and legal regulation // Bulletin of ASU. 2014. — № 4.

6. Drozdov N. A. Social partnership in education: the essence and content of the concept // Proceedings of the RSPU named after A. I. Herzen. — 2016. — № 180.

7. Korotaeva E. V. Pedagogical interactions: the experience of problem analysis: monograph. — Ekaterinburg: USPU 2011.

8. Novikov I. A. Relations between Russia and the European Union: problems and factors in the development of strategic partnership: abstract… PhD Cand. in Politics thesis. Saint Petersburg, 2011.

9. Nosov M. G. EU — US relations: politics, economy, security // Modern Europe: journal of socio-political research, 2014, no. 4.

10. Otakhonov B. D. The problem of globalization / B. D. Otakhonov. — Text: direct // Young scientist. — 2018. — № 50 (236).

11. Pavlova S. N., Trofimov V. V. Intercultural cooperation as a basis for peace and harmony between peoples: aspects of legal regulation // Science and education: economy and economics, entrepreneurship, law and management — 2016 — No. 3.

12. Pertsev A. B. Russian-Chinese relations and their impact on national security of the Russian Federation: Abstract… PhD Cand. in Politics thesis. М., 2011.

13. Savina I. A. Modern policy of international organizations in promoting cultural communication in the world order // Regional culture as a factor of sustainable development of society: socio-political, ethnonational and informational aspects: Krasnodar; Gelendzhik, 2013.

14. The regular meeting of the Subcommission on Cooperation between Russia and China in the field of healthcare took place // minzdrav.gov.ru»news…oblasti…mezhdu-rossiey…kitaem.

15. Sukhar A. A. Political partnership in modern Russia // Philosophy of law. 2007. — № 1.

16. Shishkin S. V. The concept and essence of corporate policy — M. Moscow State University, 2017.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существуют различные уровни сотрудничества стран. Наиболее часто встречаются такие уровни, как соперничество, партнерство, стратегическое партнерство, особые отношения и союзничество. Как на практике, так и в теоретическом отношении важно определить, в чем состоит и чем отличается каждый из этих уровней. Сегодня довольно часто можно встретить отождествление партнерства и стратегического партнерства, стратегического партнерства и союзничества. Существует потребность в более четком определении этих понятий. В данной статье автор стремится выполнить эту задачу в отношении понятия стратегического партнерства.

СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Общемировой тенденцией последних десятилетий является процесс глобализации, который касается всех сфер жизни общества, предполагает взаимодействие между государствами во всех сферах [10, с. 435]. Именно процесс глобализации обусловил развитие стратегического партнерства между государствами во всех сферах общественной жизни. Вместе с тем в современной политологии, как отечественной, так и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия стратегического партнерства на международной арене.

Термин «партнерство» начинает активно применяться еще с середины XIX в. При этом изначально термины «партнер», «партнерство» употреблялись применительно к экономическим отношениям в понимании делового, торгового партнера [6, с. 36]. Но в настоящее время под партнерством уже понимают одну из универсальных форм социального взаимодействия в целом и выделяют основные признаки такого взаимодействия. Например, Е. Коротаева выделяет такие признаки, как соприсутствие участников совместной деятельности во времени и пространстве; получение единого результата; развитие в процессе совместной деятельности стабильных отношении между субъектами партнерства [7, с. 21].

Несколько иные признаки выделяет М. Дерябина, а именно: долгосрочный характер взаимодействия; взаимовыгодная основа такого взаимодействия; наличие постоянного, а не ситуационного взаимодействия; наличие определенной системы соглашений. С. Шишкин выделяет следующие признаки социального партнерства: социальное партнерство возникает исходя из объективных социальных факторов; цель любого социального партнерства представляет собой изменение в функционировании социальных систем; конкретность взаимодействия; реализация принципа плюрализма в взаимодействии между социальными партнерами; реализация функции общественной интеграции [17].

На основании названных определений можно конструировать понимание такой категории, как «стратегическое партнерство». В науке нет какого-то одного и единственного подхода к данному вопросу. Так, М. Носов, предлагает дать системный анализ данного термина с точки зрения этимологического значения названных терминов [9, с. 8]. При этом автор основное внимание уделяет определению категории «стратегия». Он отмечает, что «изначально слово «стратегия» пришло из военной области и подразумевало прежде всего умелое руководство войсками на протяжении длительного периода времени, другими словами, долговременное планирование военных действий. С течением времени термин «стратегия» перекочевал из военной области в политику, потому что в политике для достижения успеха также требуется расчет на длительный период» [2, с. 71].

М. Носов приходит к выводу, что стратегия с неизбежностью предполагает расчет на какой-то длительный промежуток времени.Одновременно он понимает под партнерством «отношения между индивидами или группами, характеризующиеся взаимным сотрудничеством и ответственностью для достижения какой-либо цели» [9, с. 11]. Таким образом, делается вывод о том, что стратегическое партнерство применительно к международнвм отношениям представляет собой не что иное, как долговременное сотрудничество на международном уровне по большому количеству вопросов с целью получения максимальных выгод для себя и партнера [9, с. 12].

Имеются и иные подходы к пониманию стратегического парнерства в сфере международных отношений. Например, А. Перцев полагает, что сутью стратегического партнерства в рамках международных отношений является наличие такого межгосударственного взаимодействия, которое позволяет партнерам достичь жизненно важных внутренних и внешних целей [12]. А. Новиков полагает, что стратегическое партнерство в международных отношениях — это долгосрочное обоюдовыгодное сотрудничество полностью равноправных субъектов на международном уровне для решения вопросов большого масштаба.

Подводя итог рассмотренным определеням стратегического партнерства в сфере международных отношений, можно выделить следующие его признаки.

1. Субъектами такого парнерства прежде всего являются государства и международные организации.

2. Как правило, сотрудничество между ведущими акторами мировой политики имеет именно стратегический характер, как следствие, в его основе лежат стратегические цели и задачи.

3. Стратегическое партнерство в международных отношениях возможно только в том случае, если у акторов присутствуют общие цели и задачи.

4. Стратегическое партнерство имеет долгосрочный, долговременный, очень часто постоянный характер.

5. Стратегическое партнерство возможно только при условии, если между партнерами сложился консенсус по базовым ценностям.

6. Стратегическое партнерство возможно только в том случае, если есть определенная нормативная основа сотрудничества, институты, которые обеспечивают его реализацию.

ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Можно выделить несколько оснований типологизации видов стратегического партнерства на международной арене. В зависимости от количества участников можно выделить двухстороннее стратегическое партнерство и многостороннее партнерство. С точки зрения уровня субъектов стратегического партнерства выделяют стратегическое партнерство между государствами, государством и международными организациями, партнерство между международными организациями. С точки зрения степени достижения целей партнерства выделяют эффективное стратегическое партнерство, когда в ходе взаимодействия достигаются поставленные цели, и неэффективное партнерство, когда цели не достигаются.

Но все же наибольшую популярность приобрела классификация стратегического партнерства в зависимости от сферы общественной жизни, где осуществляется взаимодействие. С точки зрения такого подхода выделяют стратегическое международное сотрудничество в политической, экономической, социальной, духовно-культурной сферах. При этом еще 10 лет назад считалось, что стратегическое партнерство между государствами в политической и экономической сферах является основополагающим [15]. Но в настоящее время от такого дискуссионного подхода уже отходят, начинает уделяться большее внимание проблемам стратегического партнерства в сфере социальных отношений, духовнокультурной сфере.

Под стратегическим партнерством между государствами в социальной сфере понимается система стратегических отношений между государствами и системами государств, организациями, общественными движениями, т. е. любыми субъектами международной деятельности, по проблемам реализации программ социальной направленности, культурных, образовательных, медицинских и других социальных программ. Под субъектом международной деятельности в социальной сфере подразумевается любая общность людей, организаций или государств, взаимодействующих друг с другом по поводу решения общих социальных задач.

ЦЕЛИ И СПОСОБЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Как правило, в сфере стратегического партнерства между государствами ставятся и реализуются следующие основополагающие цели.

1. Продвижение в другие регионы мира социальных идей, норм, стандартов поведения.

2. Защита геополитических интересов страны через создание путем контактов с другими государствами условий для социальной поддержки собственных граждан путем предоставления им системы социальных благ в системе здравоохранения, трудоустройства и т. д.

3. Осуществление широких информационных обменов, роль которых постоянно увеличивается в современном мире.

4. Реализация коммерческих интересов в сфере экспорта-импорта услуг социальных услуг.

Как правило, к области стратегического партнерства в социальной сфере относят взаимодействие в сфере трудоустройства, социального обеспечения, здравоохранения, образования, средств массовых коммуникаций, физкультуры и спорта. В качестве основного способа стратегического партнерства между государствами в социальной сфере выделяют экспорт и импорт социальных услуг. Под экспортом социальных услуг понимают предоставление услуг юридическим им физическим лицам внутри страны, под импортом — получение социальных услуг от лиц иной государственной принадлежности.

Анализируя стратегическое партнерство России в социальной сфере, следует отметить, что в силу ряда причин в настоящее время внешнеполитический вектор меняется в пользу наших партнеров — стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее — АТР). В частности, активизируется сотрудничество между Россией и КНР в сфере здравоохранения. На последнем пленарном заседании Подкомиссии по сотрудничеству в области здравоохранения между Россией и КНР, которое состоялось в сентябре 2019 г., были озвучены следующие основные направления такого сотрудничества.

1. Сотрудничество в сфере предупреждения и борьбы с инфекционными заболеваниями, в том числе в рамках Меморандума о взаимопонимании между российскими НИИ гриппа им. А.А. Смородинцева Минздрава России, НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи и китайским Центром профилактики и контроля заболеваний.

2. Сотрудничество в рамках программы медицинской помощи массовым жертвам крупномасштабных землетрясений.

3. Организация системы сотрудничества в сфере охраны материнства и детства, развитие детей на раннем периоде и грудное вскармливание [14, с. 8].

Начиная с 2017 г. существенно активизировались меры по организации взаимодействия и обмена в сфере науки и образования. Количество университетов КНР, открывших специальность «русский язык», по программе бакалавриата составило 153, по программе магистратуры — 81, по прогрмме докторантуры — 17. Одновременно растет интерес россиян к изучению китайского языка и культуры. В настоящее время в России насчитывается 123 начальные школы и около 200 университетов, где преподается китайский язык, количество обучающихся достигло 40 тыс. человек.

СПЕЦИФИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРНЕРСТВА В ДУХОВНО-КУЛЬТУРОЙ СФЕРЕ

К стратегическому партнерству в социальной сфере тесно примыкает стратегическое партнерство в духовно-культурной сфере. При этом порой трудно разграничить, где заканчивается сотрудничество в социальной сфере и начинается сотрудничество в духовно-культурной сфере. Например, некоторые исследователи относят сотрудничество в сфере образования к сотрудничеству в духовно-культурной сфере [13]. Но мы полагаем, что образование в большей степени является социальным ресурсом. Что касается партнерства в культурно-духовной сфере, то оно представляет собой прежде всего партнерство между государствами-субъектами партнерства в сфере искусства, культурного обмена, в том числе и туризма [3, с. 8]. Следует отметить, что основные цели стратегического межгосударственного партнерства в сфере культурного сотрудничества определены в международном праве [1].

В частности, к таким целям относятся: содействие развитию различных культур; обеспечение развития мирных отношений и дружбы между народами; содействие реализации основным принципам ООН; обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; улучшение как материальной, так и духовной жизни человека во всех частях мира. Следует отметить, что цели стратегического партнерства в духовно-культурной сфере обосновываются и доктринально. Так, С. Павлова и В. Трофимов обосновывают следующие основные цели [11, с. 32]:

1) укрепление дружественных, равноправных отношений между народами;

2) формирование справедливого и стабильного мирового порядка;

3) гармоничное развитие всего международного сообщества.

В свою очередь, основными направлениями стратегического партнерства в культурно-духовной сфере являются поддержка творческой деятельности; сотрудничество в сфере подготовки, стажировки работников культуры; совместное производство культурных ценностей, культурных благ и обмен ими; реставрация уникальных памятников истории, культуры; сотрудничество в сфере создания и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности; сотрудничество между учреждениями культуры, в том числе центрами культуры, библиотеками, архивами; популяризация художественных и культурных ценностей других стран; взаимное проведение культурных форумов, концертов, выставок, фестивалей, иных массовых культурных мероприятий в рамках межкультурных обменов художественных и культурных ценностей других стран; осуществление прямых контактов между работниками сферы культуры [5, с. 163].

В настоящее время в силу ряда объективных и субъективных причин Россия и в области стратегического партнерства в сфере духовно-культурной сфере также в большей степени начинает ориентироваться на страны АТР. В качестве примера можно привести стратегическое партнерство в духовно-культурной сфере России с Японией. В начале XXI в., несмотря на охлаждение международных отношений между Россией и Японией, объем совместных культурных мероприятий значительно расширился в связи с постепенной экономической стабилизацией в России. Заметно активизировались межкультурные контакты дальневосточных театров. В 2003 г. в России проходил год Японии. Как отметил В.В. Путин, жители России «стремятся приобщиться к тонкостям японских искусств аранжировки цветов «икебана», выращивания миниатюрных деревьев «бонсай», постичь загадочную пластику японского танца, секреты единоборств «дзюдо», «карате» и «айкидо», наслаждаются игрой выдающихся актеров японских театров «Кабуки» и «Но»» [2, с. 25].

Ответом на проведение фестиваля японской культуры в России стало проведение фестиваля русской культуры в Японии в том же 2003 г., который был приурочен к 300-летию Санкт-Петербурга. Но думается, что уже настало время, когда не следует ограничиваться только фестивальной формой взаимодействия в сфере культуры. Здесь интерес представляет реализация многонаправленных культурных проектов. Более того, мы полагаем, что в России следует вести более широкую пропаганду японской культуры, истории Японии. Например, следует ввести факультативные занятия по истории культуры Японии в школах Дальневосточного федерального округа.

В последнее время активизируется стратегическое партнерство России с государствами АТР и в сфере туризма. Например, ставится цель увеличения сотрудничества между государствами — участниками проекта, в первую очередь между Россией и КНР, в сфере туризма. Еще в 2014 г. стороны провели успешные переговоры по данному вопросу, и уже на следующий год в обоих странах были проведены год туризма, год языков, год международного обмена. Как отмечают исследователи, в сфере научно-образовательных и культурных обменов повышается не только уровень экономического развития, но и социально-политический уровень сотрудничества.

По мере того, как отношения между двумя великими странами развиваются теснее, гуманитарный обмен и народная взаимосвязь двух стран расцветают. Согласно статистике, число туристов из Китая по сравнению с 2017 г. выросло на 15 % и достигло 1,73 млн человек, в 2018 г. поток составил 2 млн человек. Наибольший интерес для китайских туристов традиционно представляют Москва и Санкт-Петербург, но в последнее время проявляется большой интерес к таким городам и регионам, как Казань, Сочи, Новосибирск и Приморье. Одновременно растет количество российских туристов в Китае.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

• процесс глобализации приводит к развитию стратегического партнерства на международной арене;

• стратегическое партнерство между государствами развивается не только в политической и экономической сферах, но и в сфере социальных отношений, духовно-культурной сфере;

• направления стратегического партнерства разнообразны, основная их цель — обеспечить долгосрочное достижение общих целей;

• в течение последних 10 лет Россия делает акцент на развитие стратегического партнерства в социальной и культурно-духовной сферах со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Язык статьи:
Действия с выбранными: