ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существуют различные уровни сотрудничества стран. Наиболее часто встречаются такие уровни, как соперничество, партнерство, стратегическое партнерство, особые отношения и союзничество. Как на практике, так и в теоретическом отношении важно определить, в чем состоит и чем отличается каждый из этих уровней. Сегодня довольно часто можно встретить отождествление партнерства и стратегического партнерства, стратегического партнерства и союзничества. Существует потребность в более четком определении этих понятий. В данной статье автор стремится выполнить эту задачу в отношении понятия стратегического партнерства.
СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
Общемировой тенденцией последних десятилетий является процесс глобализации, который касается всех сфер жизни общества, предполагает взаимодействие между государствами во всех сферах [10, с. 435]. Именно процесс глобализации обусловил развитие стратегического партнерства между государствами во всех сферах общественной жизни. Вместе с тем в современной политологии, как отечественной, так и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия стратегического партнерства на международной арене.
Термин «партнерство» начинает активно применяться еще с середины XIX в. При этом изначально термины «партнер», «партнерство» употреблялись применительно к экономическим отношениям в понимании делового, торгового партнера [6, с. 36]. Но в настоящее время под партнерством уже понимают одну из универсальных форм социального взаимодействия в целом и выделяют основные признаки такого взаимодействия. Например, Е. Коротаева выделяет такие признаки, как соприсутствие участников совместной деятельности во времени и пространстве; получение единого результата; развитие в процессе совместной деятельности стабильных отношении между субъектами партнерства [7, с. 21].
Несколько иные признаки выделяет М. Дерябина, а именно: долгосрочный характер взаимодействия; взаимовыгодная основа такого взаимодействия; наличие постоянного, а не ситуационного взаимодействия; наличие определенной системы соглашений. С. Шишкин выделяет следующие признаки социального партнерства: социальное партнерство возникает исходя из объективных социальных факторов; цель любого социального партнерства представляет собой изменение в функционировании социальных систем; конкретность взаимодействия; реализация принципа плюрализма в взаимодействии между социальными партнерами; реализация функции общественной интеграции [17].
На основании названных определений можно конструировать понимание такой категории, как «стратегическое партнерство». В науке нет какого-то одного и единственного подхода к данному вопросу. Так, М. Носов, предлагает дать системный анализ данного термина с точки зрения этимологического значения названных терминов [9, с. 8]. При этом автор основное внимание уделяет определению категории «стратегия». Он отмечает, что «изначально слово «стратегия» пришло из военной области и подразумевало прежде всего умелое руководство войсками на протяжении длительного периода времени, другими словами, долговременное планирование военных действий. С течением времени термин «стратегия» перекочевал из военной области в политику, потому что в политике для достижения успеха также требуется расчет на длительный период» [2, с. 71].
М. Носов приходит к выводу, что стратегия с неизбежностью предполагает расчет на какой-то длительный промежуток времени.Одновременно он понимает под партнерством «отношения между индивидами или группами, характеризующиеся взаимным сотрудничеством и ответственностью для достижения какой-либо цели» [9, с. 11]. Таким образом, делается вывод о том, что стратегическое партнерство применительно к международнвм отношениям представляет собой не что иное, как долговременное сотрудничество на международном уровне по большому количеству вопросов с целью получения максимальных выгод для себя и партнера [9, с. 12].
Имеются и иные подходы к пониманию стратегического парнерства в сфере международных отношений. Например, А. Перцев полагает, что сутью стратегического партнерства в рамках международных отношений является наличие такого межгосударственного взаимодействия, которое позволяет партнерам достичь жизненно важных внутренних и внешних целей [12]. А. Новиков полагает, что стратегическое партнерство в международных отношениях — это долгосрочное обоюдовыгодное сотрудничество полностью равноправных субъектов на международном уровне для решения вопросов большого масштаба.
Подводя итог рассмотренным определеням стратегического партнерства в сфере международных отношений, можно выделить следующие его признаки.
1. Субъектами такого парнерства прежде всего являются государства и международные организации.
2. Как правило, сотрудничество между ведущими акторами мировой политики имеет именно стратегический характер, как следствие, в его основе лежат стратегические цели и задачи.
3. Стратегическое партнерство в международных отношениях возможно только в том случае, если у акторов присутствуют общие цели и задачи.
4. Стратегическое партнерство имеет долгосрочный, долговременный, очень часто постоянный характер.
5. Стратегическое партнерство возможно только при условии, если между партнерами сложился консенсус по базовым ценностям.
6. Стратегическое партнерство возможно только в том случае, если есть определенная нормативная основа сотрудничества, институты, которые обеспечивают его реализацию.
ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
Можно выделить несколько оснований типологизации видов стратегического партнерства на международной арене. В зависимости от количества участников можно выделить двухстороннее стратегическое партнерство и многостороннее партнерство. С точки зрения уровня субъектов стратегического партнерства выделяют стратегическое партнерство между государствами, государством и международными организациями, партнерство между международными организациями. С точки зрения степени достижения целей партнерства выделяют эффективное стратегическое партнерство, когда в ходе взаимодействия достигаются поставленные цели, и неэффективное партнерство, когда цели не достигаются.
Но все же наибольшую популярность приобрела классификация стратегического партнерства в зависимости от сферы общественной жизни, где осуществляется взаимодействие. С точки зрения такого подхода выделяют стратегическое международное сотрудничество в политической, экономической, социальной, духовно-культурной сферах. При этом еще 10 лет назад считалось, что стратегическое партнерство между государствами в политической и экономической сферах является основополагающим [15]. Но в настоящее время от такого дискуссионного подхода уже отходят, начинает уделяться большее внимание проблемам стратегического партнерства в сфере социальных отношений, духовнокультурной сфере.
Под стратегическим партнерством между государствами в социальной сфере понимается система стратегических отношений между государствами и системами государств, организациями, общественными движениями, т. е. любыми субъектами международной деятельности, по проблемам реализации программ социальной направленности, культурных, образовательных, медицинских и других социальных программ. Под субъектом международной деятельности в социальной сфере подразумевается любая общность людей, организаций или государств, взаимодействующих друг с другом по поводу решения общих социальных задач.
ЦЕЛИ И СПОСОБЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
Как правило, в сфере стратегического партнерства между государствами ставятся и реализуются следующие основополагающие цели.
1. Продвижение в другие регионы мира социальных идей, норм, стандартов поведения.
2. Защита геополитических интересов страны через создание путем контактов с другими государствами условий для социальной поддержки собственных граждан путем предоставления им системы социальных благ в системе здравоохранения, трудоустройства и т. д.
3. Осуществление широких информационных обменов, роль которых постоянно увеличивается в современном мире.
4. Реализация коммерческих интересов в сфере экспорта-импорта услуг социальных услуг.
Как правило, к области стратегического партнерства в социальной сфере относят взаимодействие в сфере трудоустройства, социального обеспечения, здравоохранения, образования, средств массовых коммуникаций, физкультуры и спорта. В качестве основного способа стратегического партнерства между государствами в социальной сфере выделяют экспорт и импорт социальных услуг. Под экспортом социальных услуг понимают предоставление услуг юридическим им физическим лицам внутри страны, под импортом — получение социальных услуг от лиц иной государственной принадлежности.
Анализируя стратегическое партнерство России в социальной сфере, следует отметить, что в силу ряда причин в настоящее время внешнеполитический вектор меняется в пользу наших партнеров — стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее — АТР). В частности, активизируется сотрудничество между Россией и КНР в сфере здравоохранения. На последнем пленарном заседании Подкомиссии по сотрудничеству в области здравоохранения между Россией и КНР, которое состоялось в сентябре 2019 г., были озвучены следующие основные направления такого сотрудничества.
1. Сотрудничество в сфере предупреждения и борьбы с инфекционными заболеваниями, в том числе в рамках Меморандума о взаимопонимании между российскими НИИ гриппа им. А.А. Смородинцева Минздрава России, НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи и китайским Центром профилактики и контроля заболеваний.
2. Сотрудничество в рамках программы медицинской помощи массовым жертвам крупномасштабных землетрясений.
3. Организация системы сотрудничества в сфере охраны материнства и детства, развитие детей на раннем периоде и грудное вскармливание [14, с. 8].
Начиная с 2017 г. существенно активизировались меры по организации взаимодействия и обмена в сфере науки и образования. Количество университетов КНР, открывших специальность «русский язык», по программе бакалавриата составило 153, по программе магистратуры — 81, по прогрмме докторантуры — 17. Одновременно растет интерес россиян к изучению китайского языка и культуры. В настоящее время в России насчитывается 123 начальные школы и около 200 университетов, где преподается китайский язык, количество обучающихся достигло 40 тыс. человек.
СПЕЦИФИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРНЕРСТВА В ДУХОВНО-КУЛЬТУРОЙ СФЕРЕ
К стратегическому партнерству в социальной сфере тесно примыкает стратегическое партнерство в духовно-культурной сфере. При этом порой трудно разграничить, где заканчивается сотрудничество в социальной сфере и начинается сотрудничество в духовно-культурной сфере. Например, некоторые исследователи относят сотрудничество в сфере образования к сотрудничеству в духовно-культурной сфере [13]. Но мы полагаем, что образование в большей степени является социальным ресурсом. Что касается партнерства в культурно-духовной сфере, то оно представляет собой прежде всего партнерство между государствами-субъектами партнерства в сфере искусства, культурного обмена, в том числе и туризма [3, с. 8]. Следует отметить, что основные цели стратегического межгосударственного партнерства в сфере культурного сотрудничества определены в международном праве [1].
В частности, к таким целям относятся: содействие развитию различных культур; обеспечение развития мирных отношений и дружбы между народами; содействие реализации основным принципам ООН; обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; улучшение как материальной, так и духовной жизни человека во всех частях мира. Следует отметить, что цели стратегического партнерства в духовно-культурной сфере обосновываются и доктринально. Так, С. Павлова и В. Трофимов обосновывают следующие основные цели [11, с. 32]:
1) укрепление дружественных, равноправных отношений между народами;
2) формирование справедливого и стабильного мирового порядка;
3) гармоничное развитие всего международного сообщества.
В свою очередь, основными направлениями стратегического партнерства в культурно-духовной сфере являются поддержка творческой деятельности; сотрудничество в сфере подготовки, стажировки работников культуры; совместное производство культурных ценностей, культурных благ и обмен ими; реставрация уникальных памятников истории, культуры; сотрудничество в сфере создания и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности; сотрудничество между учреждениями культуры, в том числе центрами культуры, библиотеками, архивами; популяризация художественных и культурных ценностей других стран; взаимное проведение культурных форумов, концертов, выставок, фестивалей, иных массовых культурных мероприятий в рамках межкультурных обменов художественных и культурных ценностей других стран; осуществление прямых контактов между работниками сферы культуры [5, с. 163].
В настоящее время в силу ряда объективных и субъективных причин Россия и в области стратегического партнерства в сфере духовно-культурной сфере также в большей степени начинает ориентироваться на страны АТР. В качестве примера можно привести стратегическое партнерство в духовно-культурной сфере России с Японией. В начале XXI в., несмотря на охлаждение международных отношений между Россией и Японией, объем совместных культурных мероприятий значительно расширился в связи с постепенной экономической стабилизацией в России. Заметно активизировались межкультурные контакты дальневосточных театров. В 2003 г. в России проходил год Японии. Как отметил В.В. Путин, жители России «стремятся приобщиться к тонкостям японских искусств аранжировки цветов «икебана», выращивания миниатюрных деревьев «бонсай», постичь загадочную пластику японского танца, секреты единоборств «дзюдо», «карате» и «айкидо», наслаждаются игрой выдающихся актеров японских театров «Кабуки» и «Но»» [2, с. 25].
Ответом на проведение фестиваля японской культуры в России стало проведение фестиваля русской культуры в Японии в том же 2003 г., который был приурочен к 300-летию Санкт-Петербурга. Но думается, что уже настало время, когда не следует ограничиваться только фестивальной формой взаимодействия в сфере культуры. Здесь интерес представляет реализация многонаправленных культурных проектов. Более того, мы полагаем, что в России следует вести более широкую пропаганду японской культуры, истории Японии. Например, следует ввести факультативные занятия по истории культуры Японии в школах Дальневосточного федерального округа.
В последнее время активизируется стратегическое партнерство России с государствами АТР и в сфере туризма. Например, ставится цель увеличения сотрудничества между государствами — участниками проекта, в первую очередь между Россией и КНР, в сфере туризма. Еще в 2014 г. стороны провели успешные переговоры по данному вопросу, и уже на следующий год в обоих странах были проведены год туризма, год языков, год международного обмена. Как отмечают исследователи, в сфере научно-образовательных и культурных обменов повышается не только уровень экономического развития, но и социально-политический уровень сотрудничества.
По мере того, как отношения между двумя великими странами развиваются теснее, гуманитарный обмен и народная взаимосвязь двух стран расцветают. Согласно статистике, число туристов из Китая по сравнению с 2017 г. выросло на 15 % и достигло 1,73 млн человек, в 2018 г. поток составил 2 млн человек. Наибольший интерес для китайских туристов традиционно представляют Москва и Санкт-Петербург, но в последнее время проявляется большой интерес к таким городам и регионам, как Казань, Сочи, Новосибирск и Приморье. Одновременно растет количество российских туристов в Китае.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:
• процесс глобализации приводит к развитию стратегического партнерства на международной арене;
• стратегическое партнерство между государствами развивается не только в политической и экономической сферах, но и в сфере социальных отношений, духовно-культурной сфере;
• направления стратегического партнерства разнообразны, основная их цель — обеспечить долгосрочное достижение общих целей;
• в течение последних 10 лет Россия делает акцент на развитие стратегического партнерства в социальной и культурно-духовной сферах со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.