По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Суды между органами госвласти и местным самоуправлением: практика арбитражного конфликта

Игорь Андреевич Артюхов кандидат юридических наук, г. Москва

Встраивание органов местного самоуправления в единую конструкцию публичной власти предполагало, что вся структура функционирует в режиме вертикализации: если резервов ОМСУ не хватает, то органы государственной власти должны оказать необходимую поддержку и помощь, предоставив деньги для компенсации выпадающих расходов. На практике, конечно, это происходит не всегда: например, наиболее проблемными считаются социальные выплаты, направленные ОМСУ для компенсации школьного питания, покупки жилых помещений и так далее. Так как органы государственной власти не желают признавать данный блок расходов в качестве своих обязательств, то понуждение к осуществлению надлежащего объема выплат производится в судебном порядке.

Выстраивание системы публичной власти, когда органы управления существуют в парадигме вертикализации, предполагает, что никакого противоречия между нижестоящими и вышестоящими нет. Однако в правоприменительной практике, как мы увидим далее в изученном материале, такого рода противостояния встречаются, разрешаясь в судебных тяжбах.

Муниципальное образование обратилось в суд с иском о взыскании с подразделения Министерства финансов РФ убытков в связи с заключением контракта об оказании услуг по детскому питанию лиц с ограниченными возможностями здоровья в размере 4,8 млн рублей. Первая инстанция полностью удовлетворила требования.

Не согласившись с этим решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий суд. Он отмечал, что в суде первой инстанции не были выяснены важные для дела обстоятельства, нарушены нормы как материального, так и процессуального права.

Кроме того, представитель Минфина утверждал, что источником финансирования расходов по обеспечению таковым питанием всегда становится бюджет той организации, в которой осуществляется предоставление указанного набора услуг.

Апелляция, рассмотрев материалы дела, заявила, что первая инстанция абсолютно верно толковала позицию законодателя: «… несмотря на то, что частью 5 статьи 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, данное полномочие не может рассматриваться как включающее в себя обязательства по реализации положений части 7 статьи 79 Закона об образовании, поскольку в отличии от императивного характера положений части 7 статьи 79 Закона об образовании, реализация положений части 5 статьи 20 Закона № 131-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления исключительно на добровольной основе и при наличии финансовых возможностей местного бюджета».

Для Цитирования:
Игорь Андреевич Артюхов, Суды между органами госвласти и местным самоуправлением: практика арбитражного конфликта. Глава местной администрации. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: