По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1

Судакский текст в русской литературе. Постановка исследовательской проблемы

Корнеева Людмила Николаевна Россия, 298000, Республика Крым, Судак, п.г.т. Новый Свет, ул. Голицына, 30, кв. 53, e-mail: pln-road@yandex.ru

Мы живем в эпоху, когда благодаря утверждающейся многоаспектности научного взгляда продуктивность гуманитарных исследований резко возрастает. Статья аргументирует возможность и актуальность концептуализации регионального Судакского текста.

Литература:

1. Галимова Е.Ш. Северный текст в системе локальных (городских и региональных) сверхтекстов русской литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: narfu. ru›САФУ›…ntext/fi les/galimova.pdf (дата обращения 01.12.2018).

2. Коркунов В.В. Кимрский локальный текст в русской литературе: Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. — Тверь, 2015. — 24 с.

3. Корнеева Л. О бытийном сотрудничестве Аделаиды Герцык с Максимилианом Волошиным в ее постижении судакской Киммерии // Материалы Десятых Герцыковских чтений в Судаке, июнь 2017. — Симферополь, 2018. — С. 34–44.

4. Корнеева Л. Образ Судакской долины в песнотворении Семена Боброва «Таврида» // Вопросы культурологии. — 2018. — № 2.

5. Люсый А.П. Крымский текст в русской литературе. — СПб., 2003. — 314 с.

6. Люсый А.П. Русская литература как система локальных текстов: Автореф. дисс. … д-ра филолог. наук. — Вологда, 2017. — 40 с.

7. Цит. по: Меднис Н.Е. Петербургский текст русской литературы // Сверхтексты в русской литературе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rassvet.websib.ru›text. htm?no=35&id=6 (дата обращения 01.12.2018).

8. Строганов М. Две заметки о локальных текстах // Алгоритмы локальных текстов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nnre.ru/kulturologija/geopanorama_ russkoi_kultury_provincija_i_ee_lokalnye_teksty/p3.p (дата обращения 01.12.2018).

9. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст» русской литературы // Труды по знаковым системам. — Вып. 18. — Тарту, 1984. — С. 3.

10. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического // Топоров В.Н. Избранное. — М., 1995. — С. 259–367.

11. Щукин В. Как и почему рождается локальный текст? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://parkbelinskogo.ru (дата обращения 01.12.2018).

Статья поступила 28.12.2018 г.

Поставить исследовательскую проблему, обозначенную в теме статьи, раньше было невозможно. Лишь сейчас происходит чудесная встреча двух необходимых для этого культурных потоков: во-первых, впечатляющий массив произведений судакской литературы и разработок о них, представший во множественных публикациях последних лет; и, во-вторых, обнародование убедительного количества исследований, которые подтверждают положительный российский опыт применения современных достижений гуманитарных наук в познании смыслонесущих свойств пространства. Для вхождения в тему разговора необходимы некоторые теоретические предварения.

Начнем с того, что необходимо понимать, что в восприятии любого географического места земли существуют разные уровни: один, его обычно называют профанным, когда видится лишь зримый абрис пространства, его так называемые достопримечательности, без углубляющего осмысления; и другой — бытийный уровень, который предполагает осмысление зримого и выявление знаков скрытого, сакрального слоя образа места. Невиданные возможности в исследовании знаковой наполненности территорий появились в связи с бурным развитием семиотики, позволившим выдающемуся философу литературы Владимиру Топорову (1928–2005) на примере родного Петербурга утвердить новый научный концепт для рассмотрения культурного ландшафта города как некой особой «целостности, задаваемой пространством».

Это исследование — «Петербург и “Петербургский текст” русской литературы» (1971, 1984, 1993) [10] — было основано преимущественно на материалах литературы, как самом смыслоносном слое культурного ландшафта. На первый взгляд может показаться, что представление города или региона в виде текста — неоправданное теоретическое измышление о живой плоти культуры, но на самом деле рождение этой научной парадигмы стало результатом вдохновенного взлета в пространственном ви' дении человека, благодаря которому впервые на примере Петербурга открылось, что в пространстве текста, по слову самого В.Н. Топорова, происходит «преосуществление материальной реальности в духовные ценности» [7]. Ведь все произведения, созданные в смысловых излучениях конкретного пространства, несут в себе его зашифрованные метафизические коды.

Для Цитирования:
Корнеева Людмила Николаевна, Судакский текст в русской литературе. Постановка исследовательской проблемы. Вопросы культурологии. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: