Статья поступила 28.12.2018 г.
Поставить исследовательскую проблему, обозначенную в теме статьи, раньше было невозможно. Лишь сейчас происходит чудесная встреча двух необходимых для этого культурных потоков: во-первых, впечатляющий массив произведений судакской литературы и разработок о них, представший во множественных публикациях последних лет; и, во-вторых, обнародование убедительного количества исследований, которые подтверждают положительный российский опыт применения современных достижений гуманитарных наук в познании смыслонесущих свойств пространства. Для вхождения в тему разговора необходимы некоторые теоретические предварения.
Начнем с того, что необходимо понимать, что в восприятии любого географического места земли существуют разные уровни: один, его обычно называют профанным, когда видится лишь зримый абрис пространства, его так называемые достопримечательности, без углубляющего осмысления; и другой — бытийный уровень, который предполагает осмысление зримого и выявление знаков скрытого, сакрального слоя образа места. Невиданные возможности в исследовании знаковой наполненности территорий появились в связи с бурным развитием семиотики, позволившим выдающемуся философу литературы Владимиру Топорову (1928–2005) на примере родного Петербурга утвердить новый научный концепт для рассмотрения культурного ландшафта города как некой особой «целостности, задаваемой пространством».
Это исследование — «Петербург и “Петербургский текст” русской литературы» (1971, 1984, 1993) [10] — было основано преимущественно на материалах литературы, как самом смыслоносном слое культурного ландшафта. На первый взгляд может показаться, что представление города или региона в виде текста — неоправданное теоретическое измышление о живой плоти культуры, но на самом деле рождение этой научной парадигмы стало результатом вдохновенного взлета в пространственном ви' дении человека, благодаря которому впервые на примере Петербурга открылось, что в пространстве текста, по слову самого В.Н. Топорова, происходит «преосуществление материальной реальности в духовные ценности» [7]. Ведь все произведения, созданные в смысловых излучениях конкретного пространства, несут в себе его зашифрованные метафизические коды.