Промышленность строительных материалов обладает высоким экспортным потенциалом, поскольку на протяжении последних лет развитие отрасли сопровождалось трансфером передовых зарубежных технологий, локализацией производства крупными международными производителями, строительством на территории РФ автоматизированных современных производств.
Все это привело не только к тому, что доля импорта изоляционных материалов на территорию РФ составляет уже менее 10 %, но и к конкурентоспособности российских строительных материалов на зарубежных рынках.
С учетом международной конкуренции для получения возможности экспорта продукции на зарубежные рынки российские предприятия должны пройти процедуры испытаний и сертификации строительных материалов в зарубежных органах сертификации.
Цель — подтверждение технических характеристик строительных материалов действующим в зарубежных странах нормам и получение права их реализации на этих зарубежных рынках.
В рамках Дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» предусмотрена разработка Минмпромторгом России Постановления Правительства РФ на возмещение затрат, связанных с адаптацией на внешних рынках продукции, производимой российскими промышленными предприятиями:
- на международную сертификацию продукции и сертификацию продукции на страновых рынках;
- на подготовку и перевод технической документации, на разработку (доработкэкспортного варианта документации по требованиям зарубежного заказчика;
- на вывоз и доставку образцов для технических и/или клинических испытаний, доработку продукции в процессе технических и/или клинических испытаний;
- на проведение испытаний образцов продукции в аккредитованных/нотифицированных испытательных лабораториях;
- на оформление и получение сертификата/декларации о соответствии;
- на получение регистрационных удостоверений, оформление актов экспертизы;
- на командирование специалистов организации-экспортера для проведения технических испытаний и т. д.
Выделение субсидии на возмещение затрат, связанных с адаптацией российской продукции на внешних рынках, может стать эффективным инструментом поддержки российских экспортеров, чья продукция обладает стабильными конкурентными преимуществами на зарубежных рынках, а также на расширение ассортимента экспортируемой продукции. Важность данного инструмента усиливается в условиях сокращения внутреннего спроса на строительные материалы.