Актуальность статьи заключается в том, что проблему субсидиарности в гражданском праве, в основном, традиционно исследуют в рамках сложившегося подхода к пониманию как субсидиарного применения норм гражданского и других отраслей права.
Общеизвестно, что именно гражданское право направлено на регулирование и упорядочение общественных отношений, с которыми каждый человек сталкивается ежедневно. На проблемы юридической и, в частности, субсидиарной ответственности обращено много внимания, поскольку именно она является одним из средств обеспечения законности и правопорядка в обществе. И для упорядочения такого массива общественных отношений, обеспечения наиболее эффективного осуществления надлежащих субъектам прав и поддержания баланса интересов всех участников гражданского оборота необходим широкий арсенал правовых средств. Последние в зависимости от функциональной направленности и значимости для участников гражданских правоотношений могут обладать основным характером или же нести дополнительное назначение в отношении первых, дополняя их, предоставляя определенные гарантии, стимулирующие участников к установлению соответствующих правоотношений.
Большинство ученых как советского периода, так и современных, в трудах которых непосредственно или косвенно речь шла о субъектном составе субсидиарных обязательств (А.С. Бакин, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Г.Г. Гриценко, Г.Н. Иванова, А.Г. Калпин, Ю.Я. Крюкова, М.В. Кротов, А.И. Масляев, Х.Т. Насиров, В.Ф. Попондопуло, С.В. Сарбаш, В.М. Слома, Д.В. Трут, К.А. Храпунова, Е.А. Харитонов, А.И. Чернилевская, А.С. Шевченко и др.), пытались определить их правовую природу, однако в основном это имело вид констатации фактов без аргументации и обоснования. Однако и в незначительном количестве наработок, авторы которых подтверждают свое видение доводами, до сих пор нет однозначности в решении вопроса о правовой природе субсидиарных обязательств. Эти ученые акцентируют внимание на наличии в субсидиарных обязательствах таких специфических особенностей, которые нивелированы в работах сторонников отнесения субсидиарных обязательств к обязательствам с множественностью лиц.