Пандемия коронавирусной инфекции нового типа COVID-19 подчеркнула актуальность проблем кадрового обеспечения современного здравоохранения, таких как дефицит врачей и медицинских сестер, высокий уровень нагрузки на медицинских работников, наличие вопросов, связанных с системой оплаты труда работников отрасли [1–4]. В связи с резко возросшей нагрузкой на систему здравоохранения были временно изменены требования к современной системе допуска медицинских работников к исполнению обязанностей [5], что позволило широко привлечь студентов и ординаторов медицинских вузов к работе в отделениях, оказывающих медицинскую помощь больным COVID-19 [6, 7]. Вышеизложенное не только способствовало оказанию помощи в борьбе с COVID-19, но и дало возможность студентам и ординаторам получить практические навыки в период пандемии, поскольку обучение на основе применения дистанционных технологий резко ограничило возможности прохождения практики [8, 9].
Целью настоящего исследования стала оценка готовности будущих врачей, обучавшихся с использованием дистанционных технологий и получавших практические навыки в период пандемии COVID-19, к практической работе в медицинских организациях.
Задачи исследования:
• провести анализ субъективной оценки студентами старших курсов уровня практической подготовки;
• оценить вклад работы в медицинских организациях в период пандемии в получение студентами необходимых практических навыков;
• определить факторы, определяющие мотивацию выбора места работы врачами, начинающими трудовую деятельность.
Материалами исследования стали результаты анкетного опроса студентов старших курсов медицинских вузов, которые в течение последних двух лет занимались преимущественно в дистанционном формате. В опросе принимали участие 111 студентов МГМСУ имени А.И. Евдокимова (г. Москва) и ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России (г. Нижний Новгород). Используемые анкеты были разработаны на кафедре социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Первого МГМУ имени И. М. Сеченова и включали группы вопросов: