По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.855.3

Стыковочные ленты для устройства продольных швов сопряжения асфальтобетонных покрытий. Состояние вопроса

Д. В. Барковский аспирант, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород
М. А. Высоцкая канд. техн. наук, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород
С. Ю. Шеховцова ассистент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород

В работе рассмотрен опыт по выполнению сопряжения смежных полос дорожного асфальтобетонного покрытия с использованием битумно-полимерных стыковочных лент. Выполнен анализ технических параметров стыковочных лент, изложенных в различной нормативной литературе. Предложены показатели, по которым целесообразно контролировать качество стыковочных лент и оценивать эффективность их работы в покрытии.

Литература:

1. John L. Fleckenstein, David L. Allen, David B. Schultz. Compaction at the longitudinal construction joint in asphalt pavements // Kentucky Transportation Center, May 2002. – Р. 38–54.

2. Cindy K. Estakhri, Thomas J. Freeman, and Cliff ord H. Spiegelman, Density evaluation of the longitudinal construction joint of hot-mix asphalt pavements // Texas Transportation Institute, August 2000. – Р. 12–18.

3. Rajib B. Mallick, Prithvi S. Kandhal, Randy Ahlrich, Skip Parker, improved performance of longitudinal joints on asphalt airfi eld, Airfi eld Asphalt Pavement Technology Program, December 2007. – Р. 22–26.

4. Малютин Л. Перегружатели асфальтобетонной смеси // Основные Средства. – 2005. – № 11. – С. 15–18.

5. Milt Fletcher, HMA Segregation, Clemson Highway Conference, 2007. – Р. 8–12.

6. Генрикас Сивилявичюс. Влияние параметров дозирования материалов на точность и стабильность состава изготовленной асфальтобетонной смеси. – Вильнюс: Вильнюсский технический университет, 2004.

7. СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. Утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30 июня 2012 г. № 272 и введен в действие с 1 июля 2013 г. – 53 с.

8. R alte-teigeler, C recknagel, E sondermann Kommentare zu den Regelungen fuer Fugen in Verkehrsfl aechen – Teil 1 / Comments on the Technical Regulations concerning Joint Filling Systems in Pavements – Part 1. – 56 р.

9. Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона. – М., 2007.

10. Kandhal P.S., Ramirez T.L., Ingram P.M. (2002). Evaluation of Eight Longitudinal Joint Construction Techniques for Asphalt Pavements in Pennsylvania // NCAT Report № 02-03. – http:// www.eng.auburn.edu/center/ncat/reports/rep02-03.pdf.

11. National Asphalt Pavement Association (NAPA). (1998). Building the Notched Wedge Joint. TAS-126. National Asphalt Pavement Association. Lanham, MD.

12. Prithvi S. Kandhal, Timothy L. Evaluation of eight longitudinal joint, Ramirez // National Center for Asphalt Technology Auburn University. – 2002.

13. HMA Longitudinal Joint Evaluation and Construction. Final Report. Stacy G. Williams, Department of Civil Engineering University of Arkansas. 2011.

14. Барковский Д.В. Технология устройства продольных швов сопряжения асфальтобетонных покрытий. Мировой опыт / Д.В. Барковский, М.А. Высоцкая // Вестник БГТУ им. В.Г. Щухова. – 2016. – № 6. – С. 16–24.

15. Информационные материалы компании DENSO NORTH AMERICA INC, США. 2009.

16. Информационные материалы компании BORNIT. – Германия. 2014.

17. TL Fug-StB 01. Дополнительные технические условия и руководство по устройству швов дорожных покрытий. – Германия. 2001.

18. СТБ 1937. Лента битумная. Технические условия. – Минск, 2009.

К числу основных нарушений в технологии устройства асфальтобетонных покрытий относится выполнение сопряжения смежных полос. Образующиеся при этом соединения [1–3] – стыки, продольные технологические (конструктивные) швы подвержены интенсивному трещинообразованию и шелушению, что нарушает целостность покрытия и открывает доступ атмосферной влаге в нижележащие слои дорожной одежды.

Асфальтобетон в зоне сопряжения стыка характеризуется низкой плотностью и высокой пористостью, что приводит к постоянному содержанию избыточной влаги. Многократные циклы замораживания-оттаивания в осенний и весенний период оказывают негативное воздействие на структуру переувлажненного асфальтобетона. Результатом такого воздействия являются прогрессирующее трещинообразование и возникновение вторичных дефектов – сколов кромок трещин, выкрашивание зерен минерального материала, попадание влаги между слоями и, в конечном итоге, разрушение покрытия. Аналогичные дефектывозникают в местах примыкания асфальтобетонного к цементобетонным покрытиям и металлическим поверхностям, таким как бордюрный камень, водоотводные лотки, люки и решетки ливневой канализации, трамвайные рельсы.

В процессе эксплуатации, в зоне швов сопряжения довольно часто возникают быстро прогрессирующие дефекты покрытия. Первичные дефекты в виде тонких разветвленных трещин образуются в течение 5–6 месяцев эксплуатации. Этот процесс сопровождается интенсивным выкрашиванием каменного материала, воздействия транспортной нагрузки и природно-климатических факторов способствуют его развитию. В результате, уже после 2–3 лет эксплуатации на большинстве покрытий автомобильных дорог образуются так называемые «технологические» продольные трещины, а затем выбоины.

Исследования [1–6], проведенные в США и Европе, показали, что основными причинами возникновения дефектов являются недостаточная плотность и избыточная пористость асфальтобетона в зоне швов сопряжения. Так, в работах [2, 3] отмечается, что даже при проведении специальных мероприятий по повышению надежности швов сопряжения плотность асфальтобетона на таких участках ниже, чем в основном покрытии.

Для Цитирования:
Д. В. Барковский, М. А. Высоцкая, С. Ю. Шеховцова, Стыковочные ленты для устройства продольных швов сопряжения асфальтобетонных покрытий. Состояние вопроса. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала