Исследование выполнено в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который реализуется по программе «Приоритет 2030».
Связь между академическим успехом и социальными контактами студентов важна для понимания их образовательного прогресса. Исследования показывают, что студенты, которые активно общаются с окружающими, часто добиваются больших успехов в учебе. Эта взаимосвязь прослеживается в различных типах отношений: дружбе, наставничестве, сотрудничестве и даже в онлайн-коммуникации.
Исследования указывают на то, что женщины, как правило, строят более обширные социальные сети. Но до сих пор неясно, как пол влияет на взаимосвязь между социальной активностью и успехами в учебе. Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали эту взаимосвязь.
Основой послужили данные долгосрочного панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП), охватывающего более 4400 молодых людей из разных регионов России. Авторы статьи измерили социальную интеграцию через показатель «сеть доверенных лиц» (англ. core discussion network, СDN) — это группа людей, с которыми человек взаимодействовал в последние шесть месяцев по важным вопросам. Академическая успеваемость измерялась через различные показатели, включая результаты тестов, ЕГЭ и оценки в университете.
Исследователи изучили связь между размером сети доверенных лиц и академической успеваемостью, используя корреляционный и множественный регрессионный анализ с переменными-модераторами. Доля женщин в выборке составила 54%.
Модель показала, что у женщин более высокие показатели академической успеваемости, чем у мужчин. В среднем академические баллы женщин на 29,2 пункта выше, чем у мужчин. При этом размер их основной дискуссионной сети положительно влияет на успеваемость. Так, увеличение этого показателя на одного человека у мужчин повышает успеваемость на 1,8 пункта, у женщин — на 4,9 пункта.
Исследователи предложили несколько возможных объяснений этому. В первую очередь такой результат может быть связан с тем, что мужчины и женщины по-разному управляют своими социальными сетями и используют их для разных целей. Об этом же говорят и другие исследования, связанные с социальной интеграцией.