В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации большое внимание уделяется модернизации агропромышленного комплекса, которая, в свою очередь, должна снизить зависимость нашей страны от мировой аграрной продукции. Современное развитие агропромышленного комплекса включает в себя техническое и технологическое обновление производства, характеризующиеся не только совершенствованием технической оснащенности сельскохозяйственного производства, но и эффективным использованием и обслуживанием технической базы села [1, 2].
За последние годы нагрузка на один трактор и зерноуборочный комбайн значительно увеличилась, несмотря на то что наиболее эффективные крупные хозяйства ежегодно покупают зарубежную сельскохозяйственную технику.
На сегодняшний день, в результате проведенных реформ, в практике широко используются термины «технический сервис» и «сервисное обслуживание».
Организационная система технического сервиса должна развиваться в двух направлениях:
- первое — формирование системообразующих производств, корпоративных и холдинговых структур, самостоятельно определяющих свою техническую политику, главным образом при проведении технического сервиса;
- второе — должны развиваться региональные фирмы, региональный машиностроительный комплекс и иные производители техники и комплектующих изделий.
Исходя из этого, формируется комплексная структура технического сервиса, представляющая собой сложный комплекс — сочетание фирменного сервиса, регионального, бизнес-сервиса и отличающаяся по своим принципам организации.
На эффективность сельскохозяйственного производства главным образом оказывает влияние уровень организации в отрасли технического сервиса. В международной практике машиноиспользования термин «технический сервис» рассматривается в виде комплекса услуг, которые оказываются сельскому товаропроизводителю, в приобретении средств механизации, а также эффективном использовании и поддержании их в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации (см. рисунок) [3–5].