По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89

Структура агрессии в юношеском возрасте

Д. М. Ивашиненко кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», г. Тула, e-mail: divashinenko@mail.ru.
Е. В. Бурделова ассистент кафедры психиатрии и наркологии, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», г. Тула, e-mail: lenoknel@mail.ru.
Л. В. Ивашиненко директор службы психолого-педагогической помощи студентам, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», г. Тула, e-mail: lamersy@mail.ru.

В настоящей статье изложены результаты исследования, целью которого является определение структуры агрессивности в юношеском возрасте. В ней приведены результаты исследования, которые демонстрируют ее распространенность, гендерные особенности и взаимосвязь с ранними дезадаптивными схемами. Всего в исследовании приняло участие 1473 респондента. Были использованы следующие методики: теста Басса — Дарки в модификации Г. В. Резапкиной (BDHI), опросник Спилбергера по оценке агрессии в адаптации С. Л. Соловьевой (STAXI), опросник «Диагностика ранних дезадаптивных схем» (YSQ — S3R), опросник деструктивного поведения. Результаты исследования наглядно демонстрируют гендерные особенности агрессии, ее взаимосвязь с ранними дезадаптивными схемами. Было определено, что в молодежной среде преобладают такие компоненты агрессии, как негативизм и раздражение. Раздражение девушки испытывают чаще, чем юноши, а по шкале «негативизм» не имеют от них существенных отличий. Для юношей же в большей степени характерна физическая агрессия.

Литература:

1. Касьяник П. М., Романова Е. В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. — СПб.: Политехн. ун-т, 2016. — 152 с.

Исследования агрессии и агрессивности в молодежной среде в настоящий момент вызывает научный интерес у специалистов из разных областей знаний: психиатров, психологов, социологов, философов и т. д. Агрессия как феномен оценивается с различных точек зрения, но полученные многочисленные знания не позволяют разработать единую модель формирования агрессивного поведения.

Целью исследования является определение и описание структуры агрессивного поведения в юношеской среде, определение распространенности тех или иных видов агрессии и их взаимосвязи с ранними дезадаптивными схемами. Результаты данного исследования должны лечь в основу разработки системы мер профилактики агрессивного поведения среди юношей и девушек. Несмотря на то что главной целью является первичная профилактика, определение структуры агрессивности потенциально может стать основой для разработки системы мер вторичной и третичной психопрофилактики.

В данной исследовательской работе предполагалось получение достоверных показателей, которые отражают актуальное состояние данной проблемы среди здорового населения.

Гипотезой исследования является предположение о том, что агрессивное поведение в молодежной среде взаимосвязано с ранними дезадаптивными схемами. Теоретико-методологической основой служат научные работы зарубежных и отечественных специалистов в области психического здоровья, в которых приводится медико-психологическая характеристика агрессивности и факторов ее повышения.

Учитывая, что агрессия — многофакторное явление, в исследовании предпринята попытка рассмотреть данную проблему с позиций схема-терапии. Такой подход позволяет оценить силу воздействия тех или иных паттернов поведения.

Материалы и методы

В исследовании приняло участие 1437 студентов ТулГУ в возрасте от 18 до 21 года: 775 юношей (53,9 %) и 662 девушек (46,1 %). Структура статистической совокупности по возрасту: 18–19 лет — 1068 респондентов (74,3 %) и 20–21 год — 369 респондента (25,7 %).

Наличие и выраженность агрессии и агрессивности оценивалась по шкалам теста Басса — Дарки в модификации Г. В. Резапкиной (Buss — Durkee Hostility Inventory, BDHI) и опросника Спилбергера по оценке агрессии в адаптации С. Л. Соловьевой (STAXI). BDHI был опубликован в 1957 г. американскими психологами Арнольдом Бассом и Энн Дарки (Arnold H. Buss, Ann Durkee). В модификации Г. В. Резапкиной он представляет собой тест, состоящий из 40 вопросов. В данной методике предполагается дифференциация враждебности и агрессии. Враждебность рассматривается как негативное отношение к событиям и людям со скрытно-вербальной реакцией. Агрессию же рассматривают в качестве ответа, который способен нанести вред другому существу. Враждебность и агрессия являются основными шкалами методики и содержат в себе подшкалы. Враждебность складывается из обидчивости и подозрительности. Агрессия подразделяется на физическую, косвенную, вербальную, раздражение и негативизм. В зависимости от значения согласно методике выделяют низкий, средний, повышенный, высокий и очень высокий уровень агрессии. В STAXI агрессия рассматривается в качестве актуального состояния, особенностей темперамента, характера, что отражается в шкалах. Отдельно оценивается направленность агрессии ауто- либо гетеро- и способность к ее контролю. Полученные показатели сравнивались со среднестатистическими, приведенными в самой методике.

Для Цитирования:
Д. М. Ивашиненко, Е. В. Бурделова, Л. В. Ивашиненко, Структура агрессии в юношеском возрасте. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: