До сих пор градостроительное законодательство предусматривало возможность оспаривания в судебном порядке отрицательного заключения экспертизы — застройщиком или техническим заказчиком. Иного варианта в законе нет. Поэтому проектом предлагается дополнить ст. 49 ГрК РФ ч. 10.1 следующего содержания: «Положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий может быть оспорено органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство, органом регионального государственного строительного надзора в судебном порядке». По мнению разработчиков, данные изменения позволят повысить качество подготовки экспертных заключений и ответственность экспертов и экспертных организаций за соответствие выдаваемых заключений требованиям законодательства.
«Данные поправки давно назрели, поскольку именно из-за отсутствия соответствующих норм более шести лет не работает положение Закона о досудебном обжаловании заключений экспертизы, — считает гендиректор Общероссийского общественного фонда ‘‘Центр качества строительства’’ Николай Малышев. — С 2013 г. органы государственного строительного надзора выступают с подобной инициативой и бьют тревогу относительно качества поступающих на стройку проектов, по которым им приходится осуществлять надзор и выдавать ЗОС».
«Я хорошо помню, как с 1 апреля 2012 г. в рамках реформы ввели элементы конкуренции в сфере экспертизы (с этого момента застройщик может выбрать любую из сотен частных экспертных организаций). При этом мало кто обратил внимание, что одновременно в ч. 12 ст. 49 ГрК РФ предусмотрели досудебный порядок обжалования экспертных заключений как механизм контроля от злоупотреблений, — цитирует эксперта портал ’’ЕРЗ’’. — А какие злоупотребления могут проявляться в условиях ничем не ограниченной конкуренции за заказы, то есть за экспертизу, оплаченную застройщиком? Очевидно, что велик риск необоснованной выдачи положительных заключений или, говоря прямо, торговли такими заключениями! Но почему-то в 2012 г. авторам реформы не пришла в голову простая мысль, что застройщик — явно не то лицо, которое заинтересовано оспаривать положительное заключение экспертизы».