Фото: автора, С. К. Курзина, Д. В. Чудиновских
Торжественную передачу объекта заказчику показали ведущие телеканалы страны. Первым с новой полосы взлетел многофункциональный сверхманевренный истребитель нового поколения Су-30СМ, управляли которым два Героя России: главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев и начальник Государственного летно-испытательного центра имени Валерия Чкалова генерал-майор Радик Бариев.
Они сделали несколько кругов над аэродромом и посадили самолет на полосу, не выпуская тормозного парашюта. Последнее обстоятельство главнокомандующий ВВС подчеркнул особо: «Полоса сделана идеально. Самолет без тряски, без хождения из стороны в сторону выполнил взлет. Приземлились тоже ровно, мягко, без всяких бросаний, качаний, грохота и тому подобного. Мы специально не выпускали тормозной парашют, чтобы проверить тормозные качества полосы. Самолету хватило дистанции, которую мы пробежали. Очень хорошая полоса».
Пока командиры-пилоты уехали переодеваться, журналисты вышли на взлетно-посадочную полосу фотографировать, снимать видео, попутно пытаясь понять, что же в этой полосе особенного. Оператор одного из телеканалов, опустив камеру из открытого окна машины почти до бетона, снимал имитацию взлета – машина разгонялась по полосе все быстрее и быстрее. «Не боялся камеру разбить?» – спрашиваю по возвращении. «Нет, на такой ‘‘взлетке’’ чай можно пить!».
Заместитель начальника Главного управления строительства дорог и аэродромов, руководитель комплекса аэродромных сооружений Сергей Калмыков с видимым удовольствием отвечал на вопросы журналистов: «Это уникальная полоса по многим параметрам. Аэродром теперь всепогодный. Здесь стоит такое радиотехническое оборудование – мы его недавно получили, смонтировали, – которое позволяет воздушным судам садиться в туман. Здесь новое светосигнальное оборудование, которое на военных аэродромах никогда не устанавливалось, имелось только на трех гражданских – в Шереметьеве, Внукове и Домодедове». Начальник группы электрификации, связи, радиотехнического и светосигнального оборудования Главного управления строительства дорог и аэродромов Алексей Мороз добавил: «Такие светосигнальные системы в Вооруженных силах используются действительно впервые. Плюс – здесь реализована очень интересная система связи, которой также ни на одном военном аэродроме прежде не было. Скажу больше, особенность Ахтубинска в том, что система связи построена здесь на оптико-волоконных линиях с применением мультиплексного оборудования, и в эту систему завязано все светосигнальное и радиотехническое оборудование. Такого аналога не только в ВВС, но и вообще на российских аэродромах, я думаю, пока еще не было».