Качественная подготовка будущих врачей непосредственно связана с сохранением их здоровья и высокой работоспособностью обучающихся. Постоянно возрастающие требования к уровню медицинских специалистов высшего звена, обусловленные увеличением потока научной информации и внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке. Данные факторы оказывают влияние на здоровьесберегающие показатели современных студентов, рост переутомления и астенических состояний у студенческой молодежи, повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы организма [1, 3]. Мы полагаем, что индивидуализация и гигиеническая организация образовательного процесса в современном медицинском вузе может стать одной из ключевых позиций на пути сохранения здоровья и повышения стрессоустойчивости обучающихся. В связи с этим одной из задач преподавателя медицинского вуза является обеспечение развития личностного и творческого потенциала студента, формирование у него потребности в обучении на протяжении всего профессионального пути. Для студента медицинского вуза важно стать субъектом своего собственного профессионального развития для формирования личностных, нравственных и гражданских качеств [2, 4].
Цель — изучить педагогические гигиенические средства образовательного процесса в высшей школе, повышающих уровень стрессоустойчивости студентов медицинского вуза.
Для определения психологических параметров стрессоустойчивости использовалась диагностическая методика — тест жизнестойкости, которая была адаптирована Д. А Леонтьевым и Е. И. Рассказовой на основе опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди [8]. В опроснике использовались такие показатели жизнестойкости, как вовлеченность, контроль и принятие риска.
В исследовании принимали участие 150 студентов медицинского университета в возрасте 20 лет. В ходе работы они были разделены на две подгруппы по 75 человек: контрольную и экспериментальную. Была продумана программа формирующего эксперимента, где использовались различные педагогические гигиенические средства образовательного процесса. Программа формирующего эксперимента включала следующие педагогические гигиенические средства образовательного процесса: целеполагание, формирование субъектной позиции студентов, развитие сфер индивидуальности (мотивационной, интеллектуальной и сферы саморегуляции), проектирование образовательной деятельности, дифференциация уровней обучения, самоанализ деятельности, гигиеническое планирование учебного занятия, включение двигательной активности, динамических пауз, методы саморегуляции.