По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.821 DOI:10.33920/med-08-2203-02

Стрессоустойчивость студентов медицинского вуза как показатель работоспособности в условиях гигиенической организации образовательного процесса

Гаврилова Юлия Александровна кандидат медицинских наук, доцент кафедрой общей гигиены с экологией, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 150000, Россия, Ярославль, ул. Революционная, д. 5, e-mail: gavrilova_ya@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-1801-1536
Исаханов Александр Леванович кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общей гигиены с экологией, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 150000, Россия, Ярославль, ул. Революционная, д. 5, e-mail: isachan.yar@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3765-2593
Ситников Иван Германович доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней, эпидемиологии и детских инфекций, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 150000, Россия, Ярославль, ул. Революционная, д. 5, e-mail: sitnikov@ysmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2821-433Х

Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с сохранением здоровья и повышением работоспособности обучающихся студентов. В статье анализируется опыт применения гигиенической педагогической организации образовательного процесса у студентов медицинского вуза как показатель повышения мотивации к обучению, раскрытию субъектности обучающихся, повышению их стрессоустойчивости. Цель работы заключается в изучении педагогических гигиенических средств образовательного процесса в высшей школе, повышающих уровень стрессоустойчивости студентов медицинского вуза. В исследовании принимали участие 150 студентов медицинского университета в возрасте 20 лет. Использовалась диагностическая методика — тест жизнестойкости, которая была адаптирована Д. А Леонтьевым и Е.И. Рассказовой на основе опросника Hardiness Survey и С. Мадди, где анализируются такие показатели жизнестойкости, как вовлеченность, контроль и принятие риска. В процессе работы было установлено, что в общей группе число студентов, имеющих высокие и средние показатели общей жизнестойкости, составляло 69 %, тогда как низкие показатели имели соответственно 31 % участвовавших в исследовании. Среди них высокие параметры вовлеченности показали 64 % респондентов, контроля 70 %, принятия риска 87 % опрошенных. В ходе экспериментальной работы группа студентов была разделена на две подгруппы по 75 человек: контрольную и экспериментальную. Была продумана программа формирующего эксперимента, где использовались различные педагогические гигиенические средства образовательного процесса. Внедрение новых педагогических гигиенических средств повысило уровень общей жизнестойкости. Так, число человек, имеющих высокие параметры жизнестойкости, выросло на 20 %, а количество студентов, имеющих до эксперимента низкий уровень жизнестойкости, уменьшился до 11 %. В экспериментальной группе после внедрения средств индивидуализации общий показатель жизнестойкости достоверно вырос с 69 % до 89 % (р < 0,05). В контрольной группе прироста показателя жизнестойкости не произошло, он остался на прежнем уровне — 67 %.

Литература:

1. Байбoрoдoва Л. В., Артемьева Л. Н., Кривунь М. П. Индивидуализация и сoпрoвoждение в oбразoвательнoм прoцессе вуза. Ярoславль. 2014; 260.

2. Байбородова Л. В. Концептуальные основы подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в системе высшего и дополнительного профессионального образования. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей: коллективная монография. Ярославль. 2014; 108–186.

3. Бурлакова Т. В. Индивидуализация как основа подготовки будущего учителя. Наука и школа. 2007; (1): 64–66.

4. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе. 2008; 179.

5. Гаврилова Ю. А. Особенности преодоления стрессовых ситуаций в зависимости от функционального состояния организма студентов медицинского вуза. Педагогика и психология в 21 веке: современное состояние и тенденции исследования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с заочным участием, Киров. 2014; 261–266.

6. Зашихина В. В., Цыганок Т. В. Психофизиологические аспекты адаптации студентов вузов. Фундаментальные исследования. 2014; 2: 64–68.

7. Зелинская А. С. Влияние здоровья на жизнестойкость студентов. Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 16–20 апреля 2016 г. — Новосибирск. 2016; 66–67.

8. Леoнтьев Д. А., Рассказoва Е. И. Тест жизнестoйкoсти. М.: Смысл, 2006; 63.

9. Молярова А. П. Адаптивные ресурсы и жизнестойкость у студентов-медиков и студентов-экономистов. Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. Чебоксары. 2017; 329– 334.

10. Петрищева В. С. Изучение жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов в период юности. Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары. 2018; 110–111.

11. Сергеева И. А. Проявление жизнестойкости студентов в самоизоляции при удаленном режиме обучения. Colloquium-journal. 2020; 13 (65): 49–51.

12. Maddi S. R., Khoshaba D. M., Harvey R., Fazel M., Resurreccion N. The personality construct of hardiness, V: Relationships with the construction of existential meaning in life 2011; 51 (3): 369–388.

1. Bayborodova L. V., Artemieva, L. N., Krivun, M. P. Individualization and support in the educational process of the university. Yaroslavl. 2014; 260. (in Russian)

2. Bayborodova LV Conceptual foundations of personnel training for the sphere of additional education of children in the system of higher and additional professional education. The concept and models of training, retraining and advanced training of personnel for the field of additional education for children: a collective monograph. Yaroslavl. 2014; 108–186. (in Russian)

3. Burlakova T. V. Individualization as the basis for preparing a future teacher. Naukaishkola (Science and school). 2007; (1): 64–66. (in Russian)

4. Burlakova T. V. Individualization of professional training of students in a pedagogical university. 2008; 179. (in Russian)

5. Gavrilova Yu. A. Features of overcoming stressful situations depending on the functional state of the organism of students of a medical university. Pedagogy and psychology in the 21st century: current state and research trends: materials of the All-Russian scientific-practical conference with correspondence participation, Kirov. 2014; 261–266. (in Russian)

6. Zashikhina VV, Tsyganok TV Psychophysiological aspects of adaptation of university students. Fundamental’nye issledovaniya (Basic research). 2014; 2: 64–68. (in Russian)

7. Zelinskaya A. S. The influence of health on the vitality of students. Materials of the 54th International Scientific Student Conference, Novosibirsk, April 16–20, 2016. — Novosibirsk. 2016; 66–67. (in Russian)

8. Leontiev D. A., Rasskazova E. I. Vitality test. M.:Smysl, 2006; 63. (in Russian)

9. Molyarova AP Adaptive resources and resilience of medical students and students of economics. Collection of scientific works of young scientists and specialists. Cheboksary. 2017; 329–334. (in Russian)

10. Petrishcheva V. S. Study of resilience and stress resistance of students during adolescence. Scientific and educational space: development prospects: Collection of materials of the VII International scientific-practical conference, Cheboksary. 2018; 110–111. (in Russian)

11. Sergeeva I. A. Manifestation of students’ resilience in self-isolation with a remote learning mode. Kollokvium -zhurnal (Colloquium-journal). 2020; 13 (65): 49–51. (in Russian)

12. Maddi S. R., Khoshaba D. M., Harvey R., Fazel M., Resurreccion N. The personality construct of hardiness, V: Relationships with the construction of existential meaning in life 2011; 51 (3): 369–388.

Качественная подготовка будущих врачей непосредственно связана с сохранением их здоровья и высокой работоспособностью обучающихся. Постоянно возрастающие требования к уровню медицинских специалистов высшего звена, обусловленные увеличением потока научной информации и внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке. Данные факторы оказывают влияние на здоровьесберегающие показатели современных студентов, рост переутомления и астенических состояний у студенческой молодежи, повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы организма [1, 3]. Мы полагаем, что индивидуализация и гигиеническая организация образовательного процесса в современном медицинском вузе может стать одной из ключевых позиций на пути сохранения здоровья и повышения стрессоустойчивости обучающихся. В связи с этим одной из задач преподавателя медицинского вуза является обеспечение развития личностного и творческого потенциала студента, формирование у него потребности в обучении на протяжении всего профессионального пути. Для студента медицинского вуза важно стать субъектом своего собственного профессионального развития для формирования личностных, нравственных и гражданских качеств [2, 4].

Цель — изучить педагогические гигиенические средства образовательного процесса в высшей школе, повышающих уровень стрессоустойчивости студентов медицинского вуза.

Для определения психологических параметров стрессоустойчивости использовалась диагностическая методика — тест жизнестойкости, которая была адаптирована Д. А Леонтьевым и Е. И. Рассказовой на основе опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди [8]. В опроснике использовались такие показатели жизнестойкости, как вовлеченность, контроль и принятие риска.

В исследовании принимали участие 150 студентов медицинского университета в возрасте 20 лет. В ходе работы они были разделены на две подгруппы по 75 человек: контрольную и экспериментальную. Была продумана программа формирующего эксперимента, где использовались различные педагогические гигиенические средства образовательного процесса. Программа формирующего эксперимента включала следующие педагогические гигиенические средства образовательного процесса: целеполагание, формирование субъектной позиции студентов, развитие сфер индивидуальности (мотивационной, интеллектуальной и сферы саморегуляции), проектирование образовательной деятельности, дифференциация уровней обучения, самоанализ деятельности, гигиеническое планирование учебного занятия, включение двигательной активности, динамических пауз, методы саморегуляции.

Для Цитирования:
Гаврилова Юлия Александровна, Исаханов Александр Леванович, Ситников Иван Германович, Стрессоустойчивость студентов медицинского вуза как показатель работоспособности в условиях гигиенической организации образовательного процесса. Санитарный врач. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: