По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.9

Стресс и состояние здоровья современных школьников

Шепелева Ольга Михайловна ассистент кафедры общей гигиены, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего професссионального образования, «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
Букреева Екатерина Юрьевна ассистент кафедры общей гигиены, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего професссионального образования, «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
Семикина Елена Викторовна ассистент кафедры общей гигиены, заместитель декана факультетов стоматологического, медико-профилактического дела и высшего сестринского образования, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего професссионального образования, «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ

Показана актуальность проблемы влияния стрессогенных факторов на состояние здоровья современных школьников. Определены периоды наибольшего риска действия стрессогенных факторов на протяжении школьного обучения. Представлены основные симптомы, указывающие на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника.

Литература:

1. Гиподинамия, помноженная на стресс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psj.ru/ saver_magazins/detail.php?ID=4482, свободный.

2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года. – М., 2003.

3. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 11 – С. 73 –75.

4. Резкое ухудшение здоровья школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rkomitet.ru/zdravie/zdrav_sco.htm, свободный.

5. Стресс и его влияние на развитие личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://student. zoomru.ru/psih/stress-i-ego-vliyanie-na/31823.238746. s2.html, свободный.

Система диспансерного наблюдения за состоянием здоровья детей зарекомендовала себя как эффективный способ первичной профилактики и раннего выявления заболеваний на основе анализа риск-факторов и пограничных состояний, а также предупреждения декомпенсации и ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (вторичная и третичная профилактика при хронической патологии).

Данные последней всероссийской диспансеризации детей (2002 г.) говорят нам о том, что состояние здоровья детского населения оставляет желать лучшего: около 55% детского контингента имеют отклонения в состоянии здоровья различного характера, т.е. каждый второй ребенок (и даже чаще) имеет какую-либо патологию. С момента проведения диспансеризации прошло уже около 10 лет, но за это время прогноз, к сожалению, не улучшился, а даже наоборот.

Следует отметить, что для последнего десятилетия наиболее характерен рост патологии у школьников. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы – с 6,6% до 12,5%, позвоночника – с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей – с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений – с 2,4% до 7,3%. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа – гимназий, лицеев, колледжей [2, 3].

О том, что школьное образование в России в последние десятилетия оказывает на здоровье детей негативное влияние, свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12–15%), с числом здоровых выпускников (около 5%).

Сложившаяся ситуация объясняется множеством факторов, в том числе и неуклонно нарастающей учебной нагрузкой, переуплотненностью школ, активным внедрением компьютерных технологий, увеличением количества экзаменационных предметов и т.д., а вследствие этого дефицитом свободного времени у учащихся, гиподинамией и постоянным воздействием стрессоров на развивающийся организм.

Для Цитирования:
Шепелева Ольга Михайловна, Букреева Екатерина Юрьевна, Семикина Елена Викторовна, Стресс и состояние здоровья современных школьников. Санитарный врач. 2015;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: