Система диспансерного наблюдения за состоянием здоровья детей зарекомендовала себя как эффективный способ первичной профилактики и раннего выявления заболеваний на основе анализа риск-факторов и пограничных состояний, а также предупреждения декомпенсации и ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (вторичная и третичная профилактика при хронической патологии).
Данные последней всероссийской диспансеризации детей (2002 г.) говорят нам о том, что состояние здоровья детского населения оставляет желать лучшего: около 55% детского контингента имеют отклонения в состоянии здоровья различного характера, т.е. каждый второй ребенок (и даже чаще) имеет какую-либо патологию. С момента проведения диспансеризации прошло уже около 10 лет, но за это время прогноз, к сожалению, не улучшился, а даже наоборот.
Следует отметить, что для последнего десятилетия наиболее характерен рост патологии у школьников. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы – с 6,6% до 12,5%, позвоночника – с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей – с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений – с 2,4% до 7,3%. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа – гимназий, лицеев, колледжей [2, 3].
О том, что школьное образование в России в последние десятилетия оказывает на здоровье детей негативное влияние, свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12–15%), с числом здоровых выпускников (около 5%).
Сложившаяся ситуация объясняется множеством факторов, в том числе и неуклонно нарастающей учебной нагрузкой, переуплотненностью школ, активным внедрением компьютерных технологий, увеличением количества экзаменационных предметов и т.д., а вследствие этого дефицитом свободного времени у учащихся, гиподинамией и постоянным воздействием стрессоров на развивающийся организм.