По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стремиться к идеальной модели

Ключевые слова:

Галина Баландина, руководитель Центра поддержки ВЭД, старший научный сотрудник РАНХиГС, в интервью журналу «ТР. ТК» рассказала о некоторых проблемах таможенного администрирования в России и о мерах, которые позволят сделать его более совершенным.

— Галина Владимировна, новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, вступивший в силу с начала года, работает уже почти полгода. Как Вы могли бы оценить первые итоги его применения?

— Конечно, на практике появляются разные вопросы. Но о каких-то существенных сбоях в работе таможенных органов и декларантов мне неизвестно. Большую помощь в разъяснениях положений Кодекса оказывают Минфин России, издавая разъясняющие письма по запросам заинтересованных лиц, ФТС России и Евразийская экономическая комиссия. В преддверии вступления в силу ТК ЕАЭС Федеральная таможенная служба опубликовала «Памятку для участников ВЭД» (http://ved.customs.ru/index. php?option=com_content&view=s ection&id=27&Itemid=2054), Евразийская экономическая комиссия публикует ответы по вопросам применения ТК ЕАЭС на своем официальном сайте (http://www. eurasiancommission.org/ru/act/ tam_sotr/dep_tamoj_zak/Pages/ vopros_otvet.aspx).

Я хотела бы обратить внимание на то, что ТК ЕАЭС, несмотря на стремление всех сторон, причастных к созданию этого документа, сделать его правовым актом максимально прямого действия, все-таки изобилует отсылочными нормами как на национальное законодательство (около 380 отсылочных норм), так и на акты Евразийской экономической комиссии (около 400 отсылочных норм). Перечислю некоторые позитивные новеллы ТК ЕАЭС, которые пока не работают в связи с тем, что акты Комиссии или российских органов власти пока еще не приняты. Например, такая новелла: «…таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру» (п. 3 ст. 38). Давно занимаясь применением таможенного законодательства и понимая, как эти институты развиваются в других странах, я с огорчением констатирую, что таможенная процедура таможенного склада на нашей территории до сих пор не работает в целях содействия развитию внешнеторговых потоков так, как это осуществляется в других странах — Германии, Финляндии, государствах Прибалтики, из-за некоторых технических препятствий, связанных с ее применением. Законодательно процедура таможенного склада существует с начала 1990-х гг., еще с первого Таможенного кодекса Российской Федерации была, но применять ее для организации бондовых (консигнационных) складов было практически невозможно. Поэтому пользовались этой процедурой очень ограниченное число компаний для хранения собственных товаров, в том числе для негабаритных товаров, чтобы получить легитимную беспроцентную отсрочку по уплате таможенных платежей. Норма нового кодекса о том, что при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада таможенная стоимость не определяется, означает следующее: во-первых, значительно упрощается сама процедура помещения товаров на таможенный склад, во-вторых, стоимость товаров, как во многих других странах, определяется уже при выпуске товаров со склада, то есть при помещении товара под таможенную процедуру внутреннего потребления. При этом важно, что лица, купившие товары, хранящиеся на таможенном складе, независимо от того, купили они их у иностранного или российского лица, получают право выступить в качестве декларанта таких товаров (ст. 83). Таким образом, кодекс содержит очень позитивные нормы, реализация которых будет способствовать развитию торгово-логистических операций на территории России. Однако есть некоторые технические детали. Таможенные пошлины, налоги при помещении товаров под процедуру таможенного склада не уплачиваются, но таможенные сборы подлежат уплате. А таможенный сбор исчисляется исходя из таможенной стоимости товара. Та же проблема в отношении специальной таможенной процедуры. «Плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государствчленов» (п. 4 ст. 47). Ожидаем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающего размеры таможенных сборов с тем, чтобы при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада таможенная стоимость не определялась так, как это заложено в кодексе.

Для Цитирования:
Стремиться к идеальной модели. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: