Основным рабочим органом культиваторов для сплошной и междурядной обработки почвы является стрельчатая лапа. Главное ее предназначение — борьба с сорной растительностью и рыхление почвы [1].
Большинство лап культиваторов имеют ресурс от 7 до 18 га [2]. В настоящее время такие показатели по ресурсу не удовлетворяют потребности сельхозпроизводителей. Зарубежные фирмы предлагают нашей стране свои рабочие органы, которые в ряде случаев в 2 раза и более превышают ресурс отечественных деталей. Но, как показывают расчеты [3], целый ряд преимуществ культиваторных лап зарубежных фирм нивелируется в силу дороговизны самих культиваторов и рабочих органов. При этом удельные затраты на культивацию превышают аналогичные затраты при эксплуатации отечественных культиваторов не менее чем в 2–3 раза и более.
Культиваторные лапы теряют работоспособность в большинстве своем вследствие линейного износа носовой части, лезвия, которые, соответственно, приводят к выглублению лап и снижению их ширины обработки. При этом интенсивность изнашивания носовой части в 3–4 раза превышает интенсивность изнашивания лезвийной части крыльев из-за повышенного давления на носок [4]. В связи с этим до 80–90 % стоимости ремонта почвообрабатывающих орудий и, в частности, культиваторов составляют расходы на запасные части [5]. Снизить эти затраты возможно повышением их долговечности.
анализ результатов лабораторных и полевых испытаний материалов для упрочнения стрельчатых лап, разработка новых лап и обоснование рекомендаций к подготовке их в производство.
Задачей лабораторных исследований являлась предварительная оценка износостойкости и рентабельности применения выбранных материалов в том числе упрочняющих, для последующих рекомендаций к их применению в промышленном производстве [6].
Лабораторные испытания на абразивную износостойкость проводились на приборе ИМ-01 (рис. 2а) [7].
Для лабораторных испытаний на износостойкость был выбран ряд сталей и упрочняющих материалов (твердых сплавов), выпускаемых отечественной промышленностью и используемых в сельскохозяйственном машиностроении.