Генезис, сущность, масштабы, движущие силы и перспективы развития глобализации как важнейшего феномена, определяющего сущностные черты современного развития, в течение нескольких десятилетий остаются одной из центральных тем дискуссии ученых и политиков. Цель состоит не только в согласовании и расстановке акцентов в достаточно «сырой» теории феномена (на это потребуется еще немало времени и сил), но и в крайней актуальности углубления адекватного понимания влияния глобализации на социально-экономическую, военно-политическую и культурно-мировоззренческую сферы жизни мирового сообщества и отдельных государств.
Для дискуссии характерен достаточно широкий диапазон точек зрения на глобализацию и ее последствия — от крайне восторженных до пессимистических. Подобному разнообразию оценок способствует широкий спектр участников дискуссии, позиция каждого из которых определяется особенностями концептуальных представлений, идеологическими предпочтениями, интересами — от индивидуальных, корпоративных и до национальных, региональных и глобальных.
В этом контексте, на наш взгляд, высокой корректностью и четкостью отличается вывод В. С Буянова: «По-разному относясь к глобализации, важно осознать ее реальность и поступательный характер. Критика глобализации в ее нынешней форме, по-видимому, неизбежна, но она не должна превращаться в глобофобию» [6]. Именно такой подход должен содействовать выработке объединяющей повестки по отношению к глобализации с целью взвешенной оценки ее влияния на важнейшие сферы развития человеческого общества.
В наши дни в условиях резкого обострения международной обстановки особую актуальность приобретают вопросы влияния глобализации на систему глобального управления, прежде всего в части управления системой обеспечения международной безопасности.
В этом контексте глобальное управление предлагается рассматривать как мягкую форму организации взаимодействия моделей обеспечения международной и национальной безопасности.
Важной особенностью глобального управления при формировании модели полицентричного мира является существенное изменение общего соотношения потенциалов ведущих государств и международных организаций при эрозии некоторых частей международного права, когда его нормы каждая сторона толкует по-своему и в своих интересах, не останавливаясь перед применением силы для их защиты. При этом возможности влияния на мировые процессы с целью защиты национальных интересов со стороны ведущих государств возросли при заметном снижении соответствующих возможностей международных организаций, призванных отстаивать интересы всего мирового сообщества. Таким образом, в мире сложился и действует порядок, основанный на балансе сил между государствами и их коалициями, а некоторые крупные государства с опорой на исключительность и собственную мессианскую роль не останавливаются перед использованием силы для защиты своих интересов.