По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371:004.9 DOI:10.33920/pol-01-2103-05

Стратегия устойчивого развития: образование в цифровую эпоху*

Карина Васильевна Гунзенова канд. фил. наук, ассоциированный научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО ВСГУТУ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40B, Е-mail: coren.gun@gmail.com
Александр Евгеньевич Янтранов канд. экон. наук, заведующий лабораторией региональной экономики, Научно-исследовательский центр ИЭУ, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а, Е-mail: yantran@mail.ru
Федор Владимирович Хандаров канд. техн. наук, заведующий лабораторией цифровой экономики, Научно-исследовательский центр ИЭУ, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а, Е-mail: fedor.khandarov@gmail.com

Современная глобальная цивилизация находится на этапе становления информационного общества. Научно-техническая революция, акцентуация сферы производства услуг, растущее значение информационных ресурсов определяют особую значимость образования как двигателя общественного прогресса. Настоящая работа посвящена анализу роли образования в достижении целей устойчивого развития, в социально-экономическом развитии, его особенностям в период информационной трансформации общества, ключевым принципам, способствующим решению вызовов современности.

Литература:

1. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Повестка дня на XXI век. Рио-де-Жанейро, 1992 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 06.12.2020).

2. Комиссия по проблемам устойчивого развития. Основные положения стратегии устойчивого развития России. Москва, 2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html (дата обращения: 05.12.2020).

3. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 06.12.2020).

4. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ ru/ (дата обращения: 05.12.2020).

5. Agbedahin A. V. Sustainable development, Education for Sustainable Development, and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Emergence, efficacy, eminence, and future // Sustainable Development. — 2019. — P. 1–12. URL: https://doi.org/10.1002/sd.193112 (дата обращения: 06.12.2020).

6. Internet World Stats. URL: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 05.12.2020).

7. IMD 2020. IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020. — Lausanne: IMD.

8. McKeown R. Education for Sustainable Development Toolkit. Version 2.0. URL: http://www.esdtoolkit.org (дата обращения: 06.12.2020).

9. Mijanovic K., Jukić M., Jukic M. J. Education for sustainable development. Conference: IRASA Second International Scientific Conference SCIENCE, EDUCATION, TECHNOLOGY AND INOVATION — SETI II 2020. — Belgrade, 2020. — P. 288–295.

10. Sen A. The idea of justice. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 2009. — 467 p.

11. United Nations Development Program. Human Development Report 2016: Human development for everyone. — New York: United Nations Development Program, 2016. URL: http://hdr.undp.org/en/year/2016 (дата обращения: 03.12.2020).

12. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Issues and trends in Education for Sustainable Development. Paris: UNESCO, 2018. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261445 (дата обращения: 03.12.2020).

1. Konferentsiia OON po okruzhaiushchei srede i razvitiiu. Povestka dnia na XXI vek [United Nations Conference on Environment and Development. Agenda for the XXI century] [Electronic resource]. Rio de Janeiro, 1992. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv / conventions / agenda21.shtml (date of access 06.12.2020). (In Russ.)

2. Komissiia po problemam ustoichivogo razvitiia. Osnovnye polozheniia strategii ustoichivogo razvitiia Rossii [Commission on Sustainable Development. The main provisions of the strategy of sustainable development of Russia] [Electronic resource]. - Moscow, 2002. URL: http://www.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html (date of access 05.12.2020). (In Russ.)

3. Natsionalnaia programma «Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii» [National program "Digital economy of the Russian Federation"] [Electronic resource]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (date of access 06.12.2020). (In Russ.)

4. Tseli v oblasti ustoichivogo razvitiia [Goals in the field of sustainable development] [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/ (date of access 05.12.20). (In Russ.)

5. Agbedahin A.V. Sustainable development, Education for Sustainable Development, and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Emergence, efficacy, eminence, and future // Sustainable Development. 2019. P. 1-12. URL: https://doi.org/10.1002/ sd.193112 (date of access 06.12.20).

6. Internet World Stats [Electronic resource]. URL: https://www.internetworldstats.com/ stats.htm (date of access 05.12.20).

7. IMD 2020. IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020. Lausanne: IMD.

8. McKeown R. Education for Sustainable Development Toolkit. Version 2.0. [Electronic resource]. URL: http://www.esdtoolkit.org (date of access 06.12.20).

9. Mijanovic K., Jukić M., Jukic M.J. Education for sustainable development. Conference: IRASA Second International Scientific Conference Science, education, technology and inovation SETI II 2020. Belgrade, 2020. P. 288-295.

10. Sen A. The idea of justice. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 2009. 467 p.

11. United Nations Development Program. Human Development Report 2016: Human development for everyone [Electronic resource]. New York: United Nations Development Program, 2016. URL: http://hdr.undp.org/en/year/2016 (date of access 03.12.20).

12. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Issues and trends in Education for Sustainable Development [Electronic resource]. Paris: UNESCO, 2018. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261445 (date of access 03.12.20).

Достижение устойчивого развития представляет собой непрерывный процесс поиска, анализа и корректировки социально-экономического развития, направленного на согласование действий множества движущих сил общественного прогресса в интересах нынешнего и будущего поколений. Стоит отметить существенную роль как развития личности, так и образовательных институтов в этом процессе. При этом становится очевидным: действующая система образования находится на пороге существенной трансформации, ведь она была создана для решения задач другой эпохи.

Глобальная пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 послужила катализатором изменений для множества направлений, в том числе в трудовой и образовательной областях. Дистанционные форматы взаимодействия становятся стандартом для ряда профессий, предполагающим высокую степень самоорганизации и самомотивации для поддержки эффективной деятельности.

Главным ресурсом, определяющим успешность развития нации в XXI веке, становится человеческий капитал с его творческой, креативной составляющей и стимулами к его непрерывному развитию в разных формах. Подготовка нового поколения к современным вызовам и сохранение государственной конкурентоспособности в цифровом мире предполагает разработку и реализацию эффективной образовательной стратегии с учетом целей устойчивого развития. Именно анализу роли образования в противостоянии вызовам современности посвящена настоящая работа.

Долгосрочная стратегия устойчивого развития человечества предполагает преобразование социальных и социоприродных отношений, в которых процессы производства и потребления товаров и услуг будут выстраиваться на понимании взаимозависимости человека от окружающей среды, на осознании хрупкости естественного экологического баланса, на уважении к иным видам и формам живых организмов. Что невозможно без холистического системного образования, которое способствует пониманию человека как важного элемента планетарной системы, включающей в себя в том числе животных, растения, воздух, землю, воду и иные составляющие общего мира.

Для Цитирования:
Карина Васильевна Гунзенова, Александр Евгеньевич Янтранов, Федор Владимирович Хандаров, Стратегия устойчивого развития: образование в цифровую эпоху*. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: