Достижение устойчивого развития представляет собой непрерывный процесс поиска, анализа и корректировки социально-экономического развития, направленного на согласование действий множества движущих сил общественного прогресса в интересах нынешнего и будущего поколений. Стоит отметить существенную роль как развития личности, так и образовательных институтов в этом процессе. При этом становится очевидным: действующая система образования находится на пороге существенной трансформации, ведь она была создана для решения задач другой эпохи.
Глобальная пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 послужила катализатором изменений для множества направлений, в том числе в трудовой и образовательной областях. Дистанционные форматы взаимодействия становятся стандартом для ряда профессий, предполагающим высокую степень самоорганизации и самомотивации для поддержки эффективной деятельности.
Главным ресурсом, определяющим успешность развития нации в XXI веке, становится человеческий капитал с его творческой, креативной составляющей и стимулами к его непрерывному развитию в разных формах. Подготовка нового поколения к современным вызовам и сохранение государственной конкурентоспособности в цифровом мире предполагает разработку и реализацию эффективной образовательной стратегии с учетом целей устойчивого развития. Именно анализу роли образования в противостоянии вызовам современности посвящена настоящая работа.
Долгосрочная стратегия устойчивого развития человечества предполагает преобразование социальных и социоприродных отношений, в которых процессы производства и потребления товаров и услуг будут выстраиваться на понимании взаимозависимости человека от окружающей среды, на осознании хрупкости естественного экологического баланса, на уважении к иным видам и формам живых организмов. Что невозможно без холистического системного образования, которое способствует пониманию человека как важного элемента планетарной системы, включающей в себя в том числе животных, растения, воздух, землю, воду и иные составляющие общего мира.