По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.4 DOI:10.33920/vne-04-2101-05

Стратегия цифрового экономического развития Российской Федерации и Республики Корея

Ючжон Ким соискатель кафедры мировой экономики экономического факультета Московского государственного университета (МГУ), Россия; orcid: 0000-0002-80544432; 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1; е-mail: yujeongkorea@gmail.com

Статья посвящена принятым стратегиям цифрового экономического развития Российской Федерации и Республики Корея. Основное внимание акцентировано на том, что в настоящее время происходит трансформация всей мировой экономики. Цифровая экономика развивается быстрыми темпами во многих странах. Россия и Республика Корея разрабатывают и реализуют стратегии интенсивного цифрового экономического развития своих стран. С целью обеспечения конкурентоспособных позиций на мировом рынке правительство России в 2017 г. приняло программу «Цифровая экономика», а Республика Корея с приходом нового правительства в 2017 г. разработала и реализует стратегию I-Korea 4.0. В статье проанализирована стратегия развития цифровой экономики России и Республики Корея, выделены основные базовые направления, цель, цифровые технологии в инновационной политике, а также рассмотрены перспективы цифрового экономического сотрудничества. В ходе исследования были изучены различные аспекты регуляторной политики, связанные с перспективным развитием цифровой экономики обеих стран. Проведен сопоставительный анализ принятых стратегий развития экономики России и Республики Корея. Анализ позволил выделить общие черты и отличительные особенности реализации стратегий, обеспечивающих ускоренное развитие цифровой экономики двух стран. В настоящее время обе страны нацелены на развитие цифровой инфраструктуры. Поскольку в России существует необходимость в технологическом обновлении и использовании инновационных технологий, то у нее есть планы по реализации масштабных проектов, а Корея имеет глобальное преимущество в области ИКТ. Ожидается, что обе страны смогут реализовать перспективные направления взаимовыгодного сотрудничества в различных областях экономики.

Литература:

1. Бондарев С. А., Фисунов С. А., Жогличева В. В. Цифровая экономика как новая модель экономического развития в XXI веке // Инновации и инвестиции. — 2018. — № 9. — 3–9 с.

2. Капранова Л. Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика и управление. — 2018. — № 2. — 58–69 с.

3. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7).

4. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. № 16).

5. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"».

6. Park Joungho, Kim Seokhwan, Kang Boogyun, Min Jiyoung, Valenty S. D., AvdokushinE. F., Siddi Marco. Russia’s Digital Economy Policy and Korea-Russia Cooperation Measures. 2019, SEJONG: Korea Institute International Economic Policy (KIEP), 222 р. (in Korean).

7. Joint ministries & Presidential Committee on the Fourth Industrial Revolution. The People-Centered Response Plan for the Fourth Industrial Revolution to Promote Innovative Growth I-KOREA 4.0. 2017, 99 р. (in Korean).

1. Bondarev S. A., Fisunov S. A., Zhoglicheva V. V. Tsifrovaia ekonomika kak novaia model’ ekonomicheskogo razvitiia v XXI veke [Digital economy as a new model of economic development in the 21st century]. Innovacii i investicii [Innovation and Investment]. 2018, № 9, рр. 3–9 (in Russian).

2. Kapranova L. D. Tsifrovaia ekonomika v Rossii: sostoianie i perspektivy razvitiia [Digital economy in Russia: state and development prospects]. Ekonomika i upravlenie [Economics and management]. 2018, № 2, рр. 58–69 (in Russian).

3. The passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". Presidential Council for Strategic Development and National Projects, 24 June 2019, N 7 (in Russian).

4. The passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". Presidential Council for Strategic Development and National Projects, 24 December 2019, N 16 (in Russian).

5. "On approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation". Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 N 1632-r (in Russian).

6. Park Joungho, Kim Seokhwan, Kang Boogyun, Min Jiyoung, Valenty S. D., AvdokushinE. F., Siddi Marco. Russia’s Digital Economy Policy and Korea-Russia Cooperation Measures. 2019, SEJONG: Korea Institute International Economic Policy (KIEP), 222 р. (in Korean).

7. Joint ministries & Presidential Committee on the Fourth Industrial Revolution. The People-Centered Response Plan for the Fourth Industrial Revolution to Promote Innovative Growth I-KOREA 4.0. 2017, 99 р. (in Korean).

В преддверии Четвертой промышленной революции ускоренными темпами идет цифровизация мировой экономики, ее масштабы растут невероятно быстро, наблюдается рост цифровой конкурентоспособности некоторых стран. В частности, по мере распространения Untact (неконтактной) культуры в связи с начавшейся пандемией короновируса в 2020 г. значительно возрос интерес различных международных организаций и стран к цифровой экономике. В ноябре 2020 г. министрами форума АТЭС была принята совместная декларация о взаимодействии государств Азиатско-Тихоокеанского сообщества. Основное внимание направлено на создание благоприятной среды для поддержки цифровой экономики и продвижения инновационных технологий, а также на расширение сотрудничества государств — членов АТЭС для преодоления масштабных экономических потрясений с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в период пандемии. В связи с текущей экономической ситуацией, вызванной пандемией, по мере роста спроса на цифровые услуги, такие как удаленная работа, видео конференции и дистанционное образование, во всем мире расширяется экономический и социальный смысл цифровизации, а также ускоряются темпы развития цифровой эконо мики.

Роль государства очень важна для развития цифровой экономики. Стратегия цифровизации экономики страны позволяет расширить масштабы производства и обмена, повысить рыночную стоимость предприятий, содействовать эффективному использованию средств производства и труда. Все это дает возможность лидировать в экономическом развитии [1, с. 4–6]. Российская Федерация и Республика Корея разрабатывают и реализуют стратегии цифрового развития экономики с большим интересом.

В настоящее время Россия намерена расширять свои отношения со странами Северо-Восточной Азии, включая Республику Корея, в рамках принятой политики «Поворот к Азии», а Республика Корея пытается расширить взаимное сотрудничество со странами Евразии на основе принятой «Новой северной политики». В частности, в 2020 г. исполняется 30 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Корея. Взаимовыгодное сотрудничество обеих стран, вероятно, будет расширяться и дальше, особенно в сфере цифровой экономики. Актуальным становится поиск путей расширения сотрудничеств между Россией, которая имеет преимущество в фундаментальном технологическом секторе и обладает значительным научным кадровым потенциалом, и Республикой Корея, которая является высокоразвитой страной, обладающей глобальной конкурентоспособностью в области ИКТ. Считается, что анализ базовой цифровой экономической политики обеих стран может стать основой для такого сотрудничества.

Для Цитирования:
Ючжон Ким, Стратегия цифрового экономического развития Российской Федерации и Республики Корея. Международная экономика. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: