По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стратегия развития МСУ

В конце прошлого года Минэкономразвития внесло на рассмотрение в правительство РФ Стратегию пространственного развития до 2025 года. В документе, с помощью которого власти собираются координировать экономическую политику в стране, сформулированы ключевые вызовы. В их числе: недостаточное количество и неравномерное распределение центров экономического роста; существенная доля малопроизводительных и низкотехнологичных отраслей в структуре экономик субъектов РФ; нереализованный потенциал межрегионального и межмуниципального взаимодействия, низкий уровень кооперации между субъектами РФ и муниципалитетами. К этому списку разработчики стратегии добавили несоответствие магистральной инфраструктуры потребностям экономики, рост демографической нагрузки на трудоспособное население и межрегиональные различия в качестве жизни.

Меры, предлагаемые для остановки перетока населения в крупные городские центры, ожидаемы: развитие человеческого капитала, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, повышение конкурентоспособности экономик субъектов РФ. За каждым регионом закрепляется широкий перечень «эффективных экономических специализаций» (с их помощью, по задумке стратегов, территории и должны совершить рывок). Например, у Свердловской области их 22 — от металлургии и машиностроения до производства пищевых продуктов и бумаги, а у Тюменской — 20: от выпуска кокса и нефтепродуктов до деятельности в сфере информации и связи. Специализации определялись исходя из конкурентных преимуществ регионов, численности и плотности населения, качества рабочей силы, географического положения, развития инфраструктуры и др. Учитывались и пожелания: по данным Минэка, специализация должна быть добровольной. Но есть нюанс: если регионы не прислушаются к рекомендациям, могут и не получить из федерального бюджета дотации на поддержку «неэффективных» отраслей.

Стратегия предлагает разделить страну на 14 макрорегионов. Так, Удмуртия и Пермский край войдут в Волго-Камский макрорегион; Башкирия и Оренбургская область — в Волго-Уральский; Курганская, Свердловская и Челябинская области — в Уральский; Тюменская область, Югра и Ямал — в Западносибирский. Авторы документа также делят территории на различные типы: крупные города и городские агломерации, малые и средние города, сельские поселения, агропромышленные и минерально-сырьевые центры. 20 из них получили статус крупнейших (их 14, в том числе Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Пермь) и крупных (таких шесть, например Краснодар) городских агломераций. Их вклад в совокупный ВВП превышает 1 %. К зонам экономического роста также отнесены четыре минерально-сырьевых района, включая полуостров Ямал, некоторые муниципалитеты Югры.

Для Цитирования:
Стратегия развития МСУ. Глава местной администрации. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: