Андрей Анатольевич Байков, кандидат политических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Интернационализация образования, охватившая многие страны, закономерно ведёт к нарастанию встречных потоков учебных миграций. Выделяют несколько ключевых особенностей современного этапа в динамике рассматриваемого явления. Во-первых, полным ходом идут становление и совершенствование транснациональных механизмов признания иностранных дипломов и документов об образовании на уровне государств. Так, постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 660 «О порядке включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемые в РФ» значительно облегчило процедуры, которые ранее проводились только в «Главэкспертцентре» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Новыми элементами последних лет стали отслеживание положения зарубежного вуза в международных рейтингах и введение упрощённой процедуры для выпускников «лучших» университетов [1–3].
Важным шагом в направлении интернационализации образования является совместная разработка странами и группами стран положений по взаимному признанию и унификации образовательных регламентов (к примеру, присоединение России в 2003 г.
к Болонской декларации). Вследствие этого российские студенты открыли для себя возможность участия в образовательных программах за рубежом с признанием на родине. Одна из текущих тенденций — рост популярности массовых дистанционных курсов (так называемых МООК). В частности, на базе Coursera и EdX, которые на сегодняшний день разработали техническую базу и активно наполняют её содержанием, действует более 600 курсов, максимальное количество слушателей каждого из них достигало 300 тыс. человек, усреднённые цифры говорят о 20 тыс. участников.
Мария Юрьевна Апанович, кандидат политических наук, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России