По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стратегия развития международных образовательных программ в России в период экономического кризиса (на примере МГИМО)

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 211О «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/ document/70336756/paragraph/1:1.

2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 660 «О порядке включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в РФ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/ docs/3673/.

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2012 № 2006-р «Об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70150350/.

4. Дементьева С.В. Учебная миграция в Россию в фокусе толерантности // Вестник Томского государственного университета. — 2008. — № 3. — С. 39–46.

5. Интеллектуальная миграция в современном мире: Учеб. пособие / Под ред. М.М. Лебедевой; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. мировых политических процессов. — М.: МГИМОУниверситет, 2014. — 253 с.

6. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/ documentation/koncep_mig_pol/.

7. Торкунов А. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=1467.

Андрей Анатольевич Байков, кандидат политических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Интернационализация образования, охватившая многие страны, закономерно ведёт к нарастанию встречных потоков учебных миграций. Выделяют несколько ключевых особенностей современного этапа в динамике рассматриваемого явления. Во-первых, полным ходом идут становление и совершенствование транснациональных механизмов признания иностранных дипломов и документов об образовании на уровне государств. Так, постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 660 «О порядке включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемые в РФ» значительно облегчило процедуры, которые ранее проводились только в «Главэкспертцентре» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Новыми элементами последних лет стали отслеживание положения зарубежного вуза в международных рейтингах и введение упрощённой процедуры для выпускников «лучших» университетов [1–3].

Важным шагом в направлении интернационализации образования является совместная разработка странами и группами стран положений по взаимному признанию и унификации образовательных регламентов (к примеру, присоединение России в 2003 г.

к Болонской декларации). Вследствие этого российские студенты открыли для себя возможность участия в образовательных программах за рубежом с признанием на родине. Одна из текущих тенденций — рост популярности массовых дистанционных курсов (так называемых МООК). В частности, на базе Coursera и EdX, которые на сегодняшний день разработали техническую базу и активно наполняют её содержанием, действует более 600 курсов, максимальное количество слушателей каждого из них достигало 300 тыс. человек, усреднённые цифры говорят о 20 тыс. участников.

Мария Юрьевна Апанович, кандидат политических наук, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Для Цитирования:
Андрей Байков, Мария Апанович, Стратегия развития международных образовательных программ в России в период экономического кризиса (на примере МГИМО). Ректор ВУЗа. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: