Конфликт (лат. confliktus — столкновение) — «наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [3].
В современных условиях развития сестринского дела основным качеством руководителя (менеджера) сестринского дела становится умение самостоятельно разрабатывать и эффективно использовать технологии, которые позволят предвидеть и по возможности предотвратить возникновение всевозможных проблем. Это касается и изучения причин и условий возникновения конфликтов в процессе трудовой деятельности специалистов сестринского дела. Одним из приоритетных направлений в деятельности руководителя (менеджера) сестринской службы медицинской организации, по мнению специалистов, является изучение причин, условий возникновения конфликтов, методов управления ими.
Спорные ситуации могут приводить к конфликтам в условиях социального, трудового, бытового взаимодействия между людьми. Противоречий нельзя избежать ни в малых, ни в больших коллективах; они есть в любых социально-экономических группах, при любом стиле руководства, на разных уровнях профессиональных отношений. Организатору сестринского дела важно понимать, что конфликт может быть методом решения вопроса (конструктивный (позитивный) конфликт), но и способом противоборства — между двумя людьми или целыми группами (деструктивный конфликт): он может привести к преобразованию и «оживлению» взаимодействия, но в основном приводит к разрушению.
Чтобы руководитель мог справиться с конфликтной ситуацией, он должен изучить ее от и до. Важно понять:
— возможные поводы возникновения конфликтной ситуации;
— процесс ее протекания;
— поведение сотрудников в условиях возникновения конфликтных ситуаций.
В 2018 г. на базе ГБУЗ СО «Сызранская стоматологическая поликлиника» нами было проведено исследование, цель которого — выявить стратегию поведения работников медицинской организации в ходе возникновения конфликта.