По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.43

Стратегия импортозамещения как приоритетный вектор развития предприятий АПК

Афиногенова И. Н. канд. экон. наук, ВЭПИ, г. Воронеж

Импортозамещение не решает проблему зависимости страны от поставок продовольствия, этот процесс призван создать для отечественных производителей условия для догоняющего развития (иногда ценой установления протекционизма на несколько лет) ради того, чтобы добавленная стоимость продуктов питания, потребляемых на внутреннем рынке, создавалась внутри страны.

Литература:

1. Шаталов М. А. Формирование механизма управления рисками агропромышленного комплекса в условиях политики импортозамещения / М. А. Шаталов, А. Э. Ахмедов, Б. О. Блашенцев // Научно-исследовательские публикации. — 2015. — № 5 (25). — С. 100–103.

2. Мычка С. Ю. Финансовые аспекты введения санкций США и Евросоюза для экономики России // Территория науки. — № 4. — С. 51–53.

3. Лебединская О. И. Формирование, организация и результативность внедрения агрологистики // Синергия. — 2015. — № 2. — С. 72–76.

4. Блашенцев Б. О. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятий АПК / Б. О. Блашенцев, М. А. Шаталов // Научно-исследовательские публикации. — 2015. — № 11 (31). — С. 66–70. 5. Афиногенова И. Н. Роль инвестиционных стратегий в повышении устойчивости экономического развития фирм / И. Н. Афиногенова, С. В. Овсянников // Территория науки. — 2014. — № 4. — С. 5–11.

6. Шаталов М. А. Формирование политики импортозамещения как фактора обеспечения продовольственной безопасности страны / М. А. Шаталов, А. Э. Ахмедов, И. В. Смольянинова // Инновации и продовольственная безопасность. — 2015. — № 2 (8). — С. 55–59.

Импортозамещение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности России становится наиболее популярной темой на фоне введенного Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продовольственного эмбарго.

Импортозамещение не решает проблему зависимости страны от поставок продовольствия, этот процесс призван создать для отечественных производителей условия для догоняющего развития (иногда ценой установления протекционизма на несколько лет) ради того, чтобы добавленная стоимость продуктов питания, потребляемых на внутреннем рынке, создавалась внутри страны [1]. Вслед за этапом импортозамещения, как показывает опыт зарубежных стран, следует этап экспансии наиболее конкурентных отраслей пищевого комплекса за пределы локального рынка и развитие экспорта. Импортозамещение не является идеей, возникшей в моменте (в случае России — благодаря введению «антисанкций»), а должно быть частью последовательной аграрной политики страны.

В анализе потенциала и целесообразности импортозамещения необходимо исходить из следующих подходов [2–3]:

  • целью импортозамещения является перенос максимального количества производств продукции, которая потребляется на внутреннем рынке, в страну-потребитель;
  • в стране должны существовать условия для развития производства, аналогичного импортному, сравнимого по затратам на основные виды ресурсов с учетом транспортных расходов;
  • в течение периода проведения государственной политики по импортозамещению могут временно создаваться условия для защиты рынка с целью привлечения инвесторов в отрасль.

Следует отметить, что нехватка отечественного сельскохозяйственного сырья является одним из главных факторов, сдерживающих импортозамещение в секторе переработки (пищевой промышленности), то есть приводит к импорту более дорогой продукции с высокой добавленной стоимостью. В современных условиях социально-экономического развития импортозамещение представляет собой важнейшую стратегическую задачу агропромышленного комплекса (АПК) страны.

Для Цитирования:
Афиногенова И. Н., Стратегия импортозамещения как приоритетный вектор развития предприятий АПК. Главный агроном. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: