По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стратегия и идеология

Газета «Ведомости» 27 июля с. г. устами доцента РАНХиГС Николая Кульбаки объявила: мир меняется так стремительно, что впору говорить о смерти стратегического планирования…

Постойте, кажется, кто-то уже говорил об этом. Вспомнили? Примерно такими же словами правительство в прошлом году объявило о решении практически заменить стратегию социально-экономического развития, подготовку которой поручал президент, «основными направлениями деятельности правительства» примерно на пять лет. А как же стратегия? Всем известно, что для определения перспектив развития, тем более такой страны, как Россия, уникальной по размерам и многоукладности, необходимы тщательный анализ и научное обоснование рекомендаций, как эффективно использовать имеющиеся материальные и интеллектуальные ресурсы. Так поступает большинство стран, естественно, с учетом изменений, вызовов и угроз окружающего мира.

Те же «Ведомости» в начале июля со ссылкой на Стивена Банги («Харвард Бизнес Ревью») в статье «Пять мифов о стратегии» посчитали, что стратегия все же нужна. Нужна в первую очередь бизнесу по причине быстрых изменений на рынках. Стратегия, говорится в статье, — это искусство принятия решений под давлением самых тяжелых обстоятельств… Если нет внятной стратегии, то будут приниматься неверные решения… Для бизнеса стратегия — это адаптивность, способность приносить оперативную выгоду на основе аналитической работы, как использовать эту адаптивность… Стратегия не план, а концепция принятия решений, набор направляющих принципов.

Лучше не скажешь. Причем это определение подходит не только для стратегии бизнеса. Надо, правда, добавить, что не бывает успешных стратегий без успешного целеполагания, то есть без идеологии. Сегодня тема, какая идеология нужна России, — пожалуй, главный вопрос общественной дискуссии о путях дальнейшего развития.

Лидер «справедливороссов» Сергей Миронов, например, критикуя российский неолиберализм как «большевизм наоборот», говорит: «Если реформы не ведут к реальному улучшению жизни народа, они аморальны и не могут быть успешными, когда нормы морали и справедливости отбрасываются во имя так называемой экономической целесообразности».

Для Цитирования:
Стратегия и идеология. Международная экономика. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: