По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стратегия Анкары по турецко-курдскому урегулированию на современном этапе

Р. Н. Шангараев старший преподаватель кафедры государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии МИД России, канд. экон. наук. E-mail: Shang143@mail.ru.

Поскольку традиционная политика решения курдского вопроса силовым, в том числе военным, путем продемонстрировала свою неэффективность и не решила поставленные перед ней задачи, все еще остается актуальной, но все равно существует необходимость выдвижения альтернативной инициативы.

Литература:

1. Кизюков С. В. Внешнеполитические концепции республиканской Турции: экспансионизм или самоизоляция. — Бишкек, 2006.

2. Aydın M. Determination of Turkish Foreign Policy: Historical Framework and Traditional Inputs // Seventy Five Years of the Turkish Republic, London, 2000. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tandfonline.com / doi / abs / 10.1080 / 00263209908701290 (дата обращения: 17.03.2018)

3. Robinson R. The First Turkish Republic. —Cambridge, MA, 1963. — Р. 170.

4. Aydın M. Determination of Turkish Foreign Policy: Historical Framework and Traditional Inputs // Seventy Five Years of the Turkish Republic, London, 2000, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tandfonline.com / doi / abs / 10.1080 / 00263209908701290 (дата обращения: 17.03.2018).

5. Davutoglu A. Turkey’s Foreign Policy Vision: An Assessment of 2007 // Insight Turkey. — 2008. — Vol. 10. — № 1.

6. Ченгиз А. Турция и Южный Кавказ в 2015 году. Выступление на Международной конференции «Кавказ 2015», Институт Кавказа, Ереван, 30–31 мая 2016 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: c-i.am / wp-content / uploads / Yearly-Caucasus-Conference-2016_agenda_rus.pdf (дата обращения: 01.01.2018).

7. Ульген С. Европейский центр Карнеги // Место под солнцем или пятнадцать минут славы? Новый внешнеполитический курс Турции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://carnegieendowment.org / files / Ulgen_WorkingPapers_final_rus.pdf (дата обращения: 17.03.2018).

8. Эрдоган: РПК должны сложить оружие до того, как покинут Турцию / Kurdistan.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kurdistan.ru / 2013 / 03 / 31 / news-8575_Erdogan_RPK_dolzhny_slozhit_oruzhie_do_togo_kak_pokinut_Turciyu (дата обращения: 01.01.2018).

9. Оджалан А. Дорожная карта. Проблемы демократизации в Турции. Модели урегулирования ситуации в Курдистане. — М.: Onebook.ru, 2011. — 128 c.

10. Роль президента Талабани в мирном процессе в Турции / PUKmedia, 13.05.2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pukmedia.com / EN / RU_Direje.aspx?Jimare=4963 (дата обращения: 17.03.2018).

11. Мосаки Н. З. Итоги парламентских выборов в Турции и турецком Курдистане / Институт Ближнего Востока РАН, 14.06.2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iimes.ru / ?p=12803 (дата обращения: 17.03.2018).

12. Demokratikleєme paketi. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kdgm.gov.tr / snetix / solutions / KDGM / resources / uploads / files / kitabcik.pdf (дата обращения: 01.01.2018).

13. Выигравшая выборы партия не получит большинство в турецком парламенте / Vostexpress.org. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vostexpress.org / vyiigravshaya-vyiboryi-partiya-ne-poluchit-bolshinstvo-v-turetskom-parlamente / (дата обращения: 01.01.2018).

14. Саммут Д. Очередная победа мастера тактики Анкары / Интернет-портал Commonspace.eu, 02.11.2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://commonspace.eu / index.php?m=23&news_id=3402 (дата обращения: 17.03.2018).

15. Деловая газета «Взгляд» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vz.ru / news / 2015 / 11 / 1 / 775721 / html (дата обращения: 01.01.2018).

16. Арешев А. Турция: игры с «Исламским государством» / Ноев Ковчег, сентябрь 2015 г. № 16–17 (268–269), [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.noev-kovcheg.ru / mag / 2015-16-17 / 5140.html (дата обращения: 17.03.2018).

17. История турецко-курдского конфликта / РИА Новости, 14.02.2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru / spravka / 20160214 / 1374442779.html (дата обращения: 17.03.2018).

18. Винокуров В. И. Доктрина и практика нового мирового порядка // Россия и мир. Российский мировой проект: Материалы научно-экспертной сессии (семинара). Москва, 29 апреля 2016 г. Центр научной политической мысли и идеологии. — М.: Наука и политика, 2016. — С. 99–105.

19. Бажанов Е. П. Эволюция российской внешней политики (1991–1999 гг.). — М.: Научная книга, 1999. — 30 с.

20. Иванов О. П., Копылов А. В. Современные военно-политические концепции США: вперед в прошлое // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. — 2015. — № 4 (6). — С. 35–50.

21. Геополитика. Тенденции глобального развития в ХХI веке / под ред. Е. П. Бажанова. — М.: Весь мир, 2015. — Т. 1. — 432 с.

Придя в 2002 г. к власти, Партия справедливости и развития, в числе прочих, взялась и за изменение внешней политической стратегии Турции. Лидеры ПСР хотели вывести страну из ограничений «кемализма», который оставлял Турции достаточно скромную роль в регионе и в мире, нацеливая ее на «модернизацию, европеизацию и поддержание внешнеполитического статуса кво» [1].

Характерными чертами османской дипломатии, впоследствии полностью перенятой кемалистами, было умение балансировать, лавировать между «великими державами». Из османской практики заимствованы были также скептицизм и осторожность внешней политики, ее обеспокоенность состоянием в регионе [2]. Кроме того, Турция также всегда была чувствительна к вмешательству во внутренние дела страны через поднятие темы «прав меньшинств» (в том числе религиозных), поскольку это определено ее опытом распада Османской империи, произошедшего посредством применения практики манипулирования «миллетами» — немусульманскими религиозными общинами, полностью инициированного Западом. Сюда же можно отнести неизменно скептическое отношение к любому иностранному вмешательству, сохраняющееся даже в эпоху глобализации.

Сохраняется до сих пор и «имперский» комплекс турецкой стороне, включая политическую элиту, не нравится, когда их рассматривают как некую «страну второго сорта». При этом они сами достаточно высокомерно относятся к арабским соседям [3], считая, что они «не умеют управлять государствами» [4] (арабы платят им тем же, в результате чего возникает своего рода замкнутый круг во внешней политике).

Главным идеологом изменений в современной внешней политике был ближайший советник премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, назначенный им министром иностранных дел Ахмед Давутоглу — автор известной концепции «Стратегическая глубина». Отталкиваясь от историко-культурного анализа положения страны в международной политике, учитывая наследие Османской империи и исламских традиций, Давутоглу сделал вывод, что Турция — «центральная страна», расположенная в сердце Евразии и имеющая множество идентичностей. Согласно его стратегии, «этот факт принуждает к многовекторной политике, которая не предусматривает особенных отношений с отдельными странами. Турция должна обеспечивать безопасность и стабильность не только для себя, но и для всего региона. Гарантом собственной безопасности и стабильности должна стать более активная и созидательная роль в обеспечении порядка, безопасности и стабильности в регионе. Если Анкара сможет достигнуть этих целей и увеличить влияние в ближнем зарубежье, тем самым она усилит свои позиции и в других силовых центрах и в отношениях со сверхдержавами» [5].

Для Цитирования:
Р. Н. Шангараев, Стратегия Анкары по турецко-курдскому урегулированию на современном этапе. Дипломатическая служба. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: