В октябре 2008 г. Правительство РФ одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 г. (далее по тексту — Стратегия), подготовленную Минэкономразвития России с участием других министерств и ведомств, а также ученых и бизнес-сообщества [1]. На тот момент Стратегия в полной мере отражала сложившиеся проблемы внешнеэкономического комплекса России, внешние и внутренние вызовы, угрозы и возможности на этапе перехода страны к инновационному типу социально-экономического развития.
Целью внешнеэкономической политики, не потерявшей актуальность и сегодня, названо «создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства». Сформулированы приоритетные направления внешнеэкономической политики, большинство их которых сегодня сохраняют свою актуальность.
Обращаем внимание читателей прежде всего на те положения ДВЭС и, в частности Стратегии, которые прямо или косвенно затрагивают проблематику внешнеэкономических отношений с высокоразвитыми странами в целом и с Финляндией в частности.
В Стратегии говорится, во-первых, об «обеспечении ведущих позиций на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технической сфере». Это направление будет обеспечиваться выполнением ряда основных задач, среди которых «выстраивание трансграничных производственных цепочек и производственно-технологичной кооперации в области высоких технологий, формирование альянсов с ведущими мировыми компаниями, содействие переносу высокотехнологичных производств в Россию. Важнейшей задачей становится способность России выступать в качестве инициатора и интегратора международных кооперационных проектов» [1, с. 13–14]. Ставилась также задача содействия привлечению недостающих компетенций и технологий через систему международного научно-технологического сотрудничества.
Глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг предполагалось достигать путем локализации прогрессивного иностранного производства в России, стимулированием привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации; поощрением формирования кооперационных связей российских компаний с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки; содействием формированию центров компетенции; созданием механизма содействия привлечению передовых иностранных технологий и компетенций, формированию кооперационных связей российских и зарубежных компаний» [1, с. 15–16]1.