По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стратегии внешнеэкономической деятельности России и Финляндии: сравнительный анализ

Шлямин Валерий Александрович д-р экон. наук, торговый представитель Российской Федерации в Финляндской Республике 00140, г. Хельсинки, Техтаанкату, д.1с, E-mail: vshlyamin@yandex.ru

Данное исследование сфокусировано на поиске стратегических ориентиров экономического сотрудничества России с Финляндией — членом ЕС. Очевидно, что этот поиск может дать ожидаемый результат только в том случае, если будут приняты во внимание основные документы внешнеэкономического стратегирования (ДВЭС) двух стран.

Литература:

1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 г. // Портал внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России. — М., 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ved.gov.ru (дата обращения 02.02.2017).

2. Шлямин В. А. Российско-финляндские экономические отношения. Проблемы и перспективы. — СПб.: Издательство Политехнического университета, 2007.

3. Российско-финляндское партнерство в модернизации национальных экономик: сборник материалов / Руководитель проекта и ответственный редактор, д-р экон. наук В. А. Шлямин — СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация университетов России, 2011.

4. Финляндия. Новые вызовы и возможности для экономического сотрудничества с Россией / Под редакцией В. А. Шлямина. — СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация университетов России, 2015.

5. Шлямин В. А. Россия и Финляндия: преодоление экономического кризиса. — СПб: Издательство Политехнического университета, 2016.

6. Предпосылки и возможности российско-финляндского технологического партнерства / Под ред. В. А. Шлямина. — СПб: Издательство Политехнического университета, 2016.

7. Шлямин В. А., Тюрин А. Е. Домостроение — локомотив модернизации лесопромышленного комплекса Финляндии // Лесной вестник Московского государственного универсииета леса. — 2015. — № 1. — Т. 19. — С. 215–223.

8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 // Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.government.ru (дата обращения: 01.03.2017).

9. Паспорт приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации экспорта» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) // Официальный сайт Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.economy.gov.ru (дата обращения: 07.03.2017).

10. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р) // Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. government.ru (дата обращения: 20.02.2017).

В октябре 2008 г. Правительство РФ одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 г. (далее по тексту — Стратегия), подготовленную Минэкономразвития России с участием других министерств и ведомств, а также ученых и бизнес-сообщества [1]. На тот момент Стратегия в полной мере отражала сложившиеся проблемы внешнеэкономического комплекса России, внешние и внутренние вызовы, угрозы и возможности на этапе перехода страны к инновационному типу социально-экономического развития.

Целью внешнеэкономической политики, не потерявшей актуальность и сегодня, названо «создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства». Сформулированы приоритетные направления внешнеэкономической политики, большинство их которых сегодня сохраняют свою актуальность.

Обращаем внимание читателей прежде всего на те положения ДВЭС и, в частности Стратегии, которые прямо или косвенно затрагивают проблематику внешнеэкономических отношений с высокоразвитыми странами в целом и с Финляндией в частности.

В Стратегии говорится, во-первых, об «обеспечении ведущих позиций на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технической сфере». Это направление будет обеспечиваться выполнением ряда основных задач, среди которых «выстраивание трансграничных производственных цепочек и производственно-технологичной кооперации в области высоких технологий, формирование альянсов с ведущими мировыми компаниями, содействие переносу высокотехнологичных производств в Россию. Важнейшей задачей становится способность России выступать в качестве инициатора и интегратора международных кооперационных проектов» [1, с. 13–14]. Ставилась также задача содействия привлечению недостающих компетенций и технологий через систему международного научно-технологического сотрудничества.

Глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг предполагалось достигать путем локализации прогрессивного иностранного производства в России, стимулированием привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации; поощрением формирования кооперационных связей российских компаний с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки; содействием формированию центров компетенции; созданием механизма содействия привлечению передовых иностранных технологий и компетенций, формированию кооперационных связей российских и зарубежных компаний» [1, с. 15–16]1.

Для Цитирования:
Шлямин Валерий Александрович, Стратегии внешнеэкономической деятельности России и Финляндии: сравнительный анализ. Международная экономика. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: