По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327.7 DOI:10.33920/vne-04-2204-02

Стратегическое управление развитием Арктической зоны на основе многоцентричного подхода

Светлана Михайловна Сахарова младший научный сотрудник кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления — филиала РАНХиГС, 302028, Россия, г. Орёл, б-р Победы, д. 5а, E-mail: sakharovasveta2020@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-8300-8221
Татьяна Александровна Головина доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления — филиала РАНХиГС, 302028, г. Орёл, б-р Победы, д. 5а, E-mail: golovina_t78@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9258-4100
Ирина Леонидовна Авдеева кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления — филиала РАНХиГС, 302028, Россия, г. Орёл, б-р Победы, д. 5а, E-mail: i-avdeeva-i@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4357-7809
Лариса Владимировна Парахина кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления — филиала РАНХиГС, 302028, Россия, г. Орёл, б-р Победы, д. 5а, E-mail: novila@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6051-9224

Актуальность исследования определяется необходимостью создания научно обоснованных подходов к стратегическому управлению развитием Арктической зоны на основе многоцентричного подхода. Государственное управления развитием данного региона на основе многоцентричного подхода будет способствовать экономическому росту территории. Целью исследования является изучение концепции многоцентричного взаимодействия внутренних и внешних акторов на территории Арктического региона, особенностей реализуемых ими стратегических мероприятий, оценка их влияния на государственную политику России в Арктической зоне для выработки мероприятий, направленных на трансформацию стратегического развития данной территории в целях развития потенциала Арктической зоны в рамках единой общенациональной повестки. Предложенная авторская концепция стратегического управления развитием Арктического региона предполагает формирование человеческого и социального капитала, поддержку местных инициатив, диверсификацию деятельности, развитие государственной политики на основе сбалансированного учета интересов внутренних и внешних акторов, а также разработку соответствующих механизмов повышения эффективности всей экосистемы Арктики. В статье использованы методы структурного и системного анализа с целью исследования сущности стейкхолдерского подхода в управлении социально-экономическими системами. Ретроспективная оценка и текстмайнинг отечественного и зарубежного опыта изучения системы управления заинтересованными сторонами позволили определить ее роль в государственном управлении социально-экономическим развитием Арктической зоны и предложить концепцию многоцентричного подхода, позволяющую дифференцировать интересы сторон и выбирать наиболее эффективную стратегию взаимодействия. Сделан вывод, что для повышения эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны необходима разработка стратегических мероприятий по вовлечению в процессы принятия управленческих решений заинтересованных сторон.

Литература:

1. Bal, M., Bryde, D., Fearon, D., Ochieng, E. Stakeholder engagement: Achieving sustainability in the construction sector Sustainability // Environmental Sustainability and the Built Environment. — 2013. — № 5 (2). — Pp. 695–710.

2. Belokon, A. I., Malanchiy, S. A., Antonenko, S. V., Kotsyuba, T. V., Alcubalait, T. A. The analysis of the significance of the stakeholders of the project // Bulletin of DABA. — 2018. — № 2. — Pp. 239–240.

3. Demirbag, M., Apaydin, M., Sahadev, S. Micro-foundational dimensions of firm internationalisation as determinants of knowledge management strategy: A case for global strategic partnerships // Technological Forecasting and Social Change. — 2021. — № 65. — Рр. 120–538. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120538.

4. Heravi, A., Coffey, V., Trigunarsyah, B. Evaluating the level of stakeholder involvement during the project planning processes of building projects // International Journal of Project Management. — 2015. — № 33 (5). — Pp. 985–997. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2014.12.007.

5. Williamson, V., Eisen, N. The impact of Open Government: Assessing the evidence // Center for Eff ective Public Management at Brookings Washington [Электронный ресурс]. — URL: https://www.brookings.edu/research/ the-impact-of-open-government-assessing-the-evidence/ (дата обращения: 10.02.2022).

6. Zhang, J., Puron-Cid, G., Gil-Garcia, J. R. Creating public value through Open Government Perspectives, experiences and applications // Information Polity. — 2015. — № 20 (2,3). — Pp. 97−101.

7. Ананян, А. С., Безденежных, И. В., Головатый, И. Н., Евстафьев, В. Ф. Проблемы стратегического управления перспективами развития Арктической зоны Российской Федерации // Межотраслевая информационная служба. — 2015. — № 3. — С. 18–22.

8. Зерщикова, Н. И., Туинова, С. С. Арктика как объект государственного управления // Инновационное развитие. — 2019. — № 3 (30). — С. 43–46.

9. Ильина, Л. А., Ахунова, Л. Р., Маямсина, Е. С. Обеспечение экономической безопасности арктических территорий России // В сборнике: Экономика. Экология. Безопасность: Материалы Международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 107–112.

1. Bal, M., Bryde, D., Fearon, D., Ochieng, E. Stakeholder engagement: Achieving sustainability in the construction sector Sustainability. Environmental Sustainability and the Built Environment. 2013. No. 5 (2). Pp. 695–710.

2. Belokon, A. I., Malanchiy, S. A., Antonenko, S. V., Kotsyuba, T. V., Alcubalait, T. A. The analysis of the signifi cance of the stakeholders of the project. Bulletin of DABA. 2018. No. 2. Pp. 239–240.

3. Demirbag, M., Apaydin, M., Sahadev, S. Micro-foundational dimensions of firm internationalisation as determinants of knowledge management strategy: A case for global strategic partnerships. Technological Forecasting and Social Change. 2021. No. 65. Рр. 120538. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120538.

4. Heravi, A., Coffey, V., Trigunarsyah, B. Evaluating the level of stakeholder involvement during the project planning processes of building projects. International Journal of Project Management. 2015. No. 33 (5). Pp. 985–997. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2014.12.007.

5. Williamson, V., Eisen, N. The impact of Open Government: Assessing the evidence. Center for Effective Public Management at Brookings Washington. Available at: https://www.brookings.edu/research/the-impact-of-open-government-assessing-the-evidence/ (accessed: 10.02.2022).

6. Zhang, J., Puron-Cid, G., Gil-Garcia, J. R. Creating public value through Open Government Perspectives, experiences and applications. Information Polity. 2015. No. 20 (2, 3). Pp. 97−101.

7. Ananyan, A. S., Bezdenezhnykh, I. V., Golovaty, I. N., Evstafyev, V. F. Problemy strategicheskogo upravlenija perspektivami razvitija Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii [Problems of strategic management prospects for the development of the Arctic zone of the Russian Federation]. Mezhotraslevaia informatsionnaia sluzhba [Interindustry Information Service]. 2015. No. 3. Pp. 18–22 (in Russian).

8. Zershchikova, N. I., Tuinova, S. S. Arktika kak ob’ekt gosudarstvennogo upravlenija [The Arctic as an object of state management]. Innovatsionnoe razvitie [Innovative Development]. 2019. No. 3 (30). Pp. 43–46 (in Russian).

9. Il’ina, L. A., Ahunova, L. R., Majamsina, E. S. Obespechenie jekonomicheskoj bezopasnosti arkticheskih territorij Rossii [Ensuring the economic security of Russia’s Arctic territories] Ekonomika. Ekologija. Bezopasnost’. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Economy. Ecology. Safety. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. 2020. Pp. 107–112 (in Russian).

В настоящее время освоение Арктики имеет ключевое геополитическое, экономическое, социальное значение для России. В регионе сконцентрированы основные запасы углеводородов и ряда других полезных ископаемых. Комплексное освоение минерально-сырьевой базы на принципах рационального природопользования, включая этапы разведки, добычи, переработки, транспортной инфраструктуры, является драйвером развития экономики арктических регионов России.

Вопросу развития российской Арктической зоны уделяется все большее внимание в последние годы, поскольку государственная власть ищет способы борьбы с негативными последствиями оттока и старения населения, а также его естественной убыли, преобладающими с момента распада Советского Союза. Более того, последняя стратегия развития Арктической зоны, утвержденная в 2020 г., подтвердила курс на привлечение инвестиций и квалифицированной рабочей силы в арктические регионы. Однако среди ученых ведутся споры не только о целесообразности этого направления государственной политики, его необходимость является не менее спорной темой. В то же время, хотя считается, что молодые специалисты наиболее важны для Арктики из-за сложных условий труда, характеристики молодежной миграции, факторы ее притока и оттока, а также возможные меры поддержки для обеспечения привлечения и удержания молодого человеческого капитала часто остаются за рамками исследований.

В связи с этим считаем стратегическим управлением развитием Арктической зоны упрощение прохождения административных процедур в сфере строительства, внедрение цифровых решений при проведении различных разрешительных процедур, повышение надежности сетей инженерно-технического обеспечения, развитие энергетической инфраструктуры, а также управление развитием Арктической зоны на основе многоцентричного подхода. Результаты показывают, что, хотя демографическая ситуация в Арктической зоне кардинально не отличается от общих для всей России тенденций, судя по прогнозируемой численности экономически активного населения, существующим расхождениям на рынке труда и информации, полученной от экспертов, может потребоваться целенаправленное привлечение квалифицированной молодежи в конкретные арктические регионы. Также государству следует уточнить свой подход к развитию Арктики в нормативных правовых документах, сосредоточиться на брендинге территорий и обеспечении информацией об Арктической зоне, ее рынке труда и возможностях карьерного роста, а также развивать межрегиональное сотрудничество арктических органов власти и университетов. Кроме того, молодежные парламенты (палаты) имеют потенциал не только для самореализации арктической молодежи, но и для мотивации ее оставаться в регионах проживания, если внести некоторые коррективы в организацию их деятельности.

Для Цитирования:
Светлана Михайловна Сахарова, Татьяна Александровна Головина, Ирина Леонидовна Авдеева, Лариса Владимировна Парахина, Стратегическое управление развитием Арктической зоны на основе многоцентричного подхода. Международная экономика. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: