По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4

Стратегическое планирование развития транспортного комплекса России: проблемы и перспективы

Фридлянд Александр Абрамович кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, директор Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП ГосНИИ ГА, 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, e-mail: info@aeroprogress.ru
Демин Сергей Сергеевич доктор экономических наук, профессор, профессор Московского авиационного института (национального исследовательского университета), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, e-mail: ssdemin@mail.ru
Столяров Николай Сергеевич заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, кандидат философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП ГосНИИ ГА, 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, e-mail: sns147@mail.ru
Семенова Алла Анатольевна доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры таможенного права и организации таможенной деятельности ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), Россия, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, ORCID: 0000-0003-2995-5065, e-mail: allaa.s@ya.ru

Статья посвящена актуальной теме — отраслевому стратегическому планированию. На примере авиатранспортной отрасли авторы анализируют положение дел в этой важнейшей области управления и приходят к неутешительному выводу: к настоящему времени в нашей стране целостной и эффективной системы стратегического планирования не сложилось. Данный вывод подтверждается анализом стратегического планирования развития воздушного транспорта за последние 15 лет, особое место при этом отводится Комплексной программе развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, которая была принята в июле 2022 года и за прошедший период уже дважды подвергалась множественным изменениям и дополнениям. По мнению авторов, актуализация данного важнейшего документа стратегического планирования с неизбежностью будет продолжаться — в условиях экономической неопределенности и внешнеполитической нестабильности планировать развитие отрасли на столь отдаленную перспективу весьма проблематично. Ценность проведенного исследования состоит не только в оценке состояния стратегического планирования развития авиаотрасли, но и в анализе причин сложившейся ситуации и представленных в заключительной части статьи предложениях по повышению эффективности стратегического управления воздушным транспортом.

Литература:

1. Путин заявил, что санкции — это надолго // РИА «Новости». — 04.04.2023.

2. Демин С.С. Стратегическое управление развитием экономического потенциала воздушного транспорта: теория и практика: монография / С.С. Демин, А.А. Семенова, А.А. Фридлянд / Под ред. Н.С. Столярова. — М.: Русайнс, 2022. — 562 с.

3. Фридлянд А.А., Демин С.С., Столяров Н.С. Влияние санкций на развитие воздушного транспорта России (сетевой анализ и прогноз). — Москва, Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского международного конгресса (г. Москва, 15 сентября 2023 г.). Т. 2. — М.: Инфинити, 2023. — С. 16–29.

4. Доклад «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2022 году, основных задачах на 2023 год». Москва, Росавиация, 10 марта 2023 г.

5. Конгресс, США и закон. «Закон о деятельности и результатах правительства 1993 года». В 103-м съезде. Запись Конгресса. 1993 г. hmong.ru›wiki/Government_Performance_and_Results…

6. Растянникова Е.В. Государственное планирование в Индии: смена приоритетов // Труды Института востоковедения РАН. — 2017. — № 4. — С. 123–130.

7. Стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти... // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2020. — № 1 (266).

8. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российское законодательство 2019: Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ).

9. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р.

10. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 11.06.2014 № 1032-р.

11. Доклад о реализации Транспортной стратегии на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р. Отчетный период: 2019 год. — М.: Минтранс России, 13 июля 2020 г.

12. Доклад о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Отчетный период: 2020 год. — М.: Минтранс России, 12 августа 2021 г.

13. Мишустин М.В. Вступительное слово на заседании Правительства Российской Федерации // Стенограмма заседания Правительства Российской Федерации, 26 марта 2020 г.

14. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года».

15. Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства РФ 25.06.2022.

16. Распоряжение Правительства РФ от 11.03.2023 № 563-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 25.06.2022 № 1693-р».

17. Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2023 № 2259-р «О внесении изменений в Комплексную программу развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года».

18. Чистякова Ю. Что такое ESG-инвестиции: как развивается ответственное инвестирование в России и мире // Profit. — 08.02.2021.

19. Альберт Эйнштейн об интуиции и об отношении к ней // skeptimist.livejournal. com›1762714.html.

Введение. Экономика в целом, а вместе с ней все без исключения отрасли и отдельные предприятия подвержены в современных условиях неопределенности, вихреобразному потоку перемен, при которых им приходится, преодолевая все новые и новые препятствия, постоянно бороться за выживание и конкурентоспособность, чтобы обеспечить поступательное движение вперед. Авиатранспортная отрасль в этом отношении не является исключением — более того, она сегодня особенно остро испытывает на себе ошибки в прогнозах и планировании, неопределенности рынка, угрозы и опасности внешней среды, в частности санкции западных государств. Санкции западных стран против России, введенные в 2022 году, сохранятся надолго, поэтому страна должна сосредоточиться на суверенных механизмах развития. Об этом на заседании президиума Госсовета России заявил президент страны В. Путин [1].

В этих условиях, чтобы авиапредприятия были конкурентоспособными, отрасль эффективно развивалась, приносила прибыль и была жизнеспособной к испытаниям и переменам, необходимо в управлении при принятии решений добиваться концептуальной ясности, аналитической стройности, понимания внутренней логики управляемой системы и на этой основе предвидеть и прогнозировать последствия принимаемых решений, а в дальнейшем при необходимости вносить коррективы в разработанные на основе решений планы. Иначе говоря, воздушному транспорту нужна отлаженная и эффективная система стратегического планирования, нужен стратегический взгляд в будущее [2].

Чем обусловлена актуальность проблемы стратегического планирования развития воздушного транспорта? Стратегическое планирование, как одна из важнейших функций управления, представляющая собой определение ключевых целей организации и путей их достижения, является имманентным свойством современной экономики. Мировой опыт свидетельствует, что стратегическое планирование может успешно применяться для решения широкого круга задач на различных уровнях управления — от развития отдельных компаний (микроуровень) до развития экономики в целом (макроуровень). Особенно хорошо зарекомендовало себя стратегическое планирование развития отраслей, способствуя эффективному использованию их потенциала, завоеванию и сохранению конкурентоспособности на долгосрочный период.

Для Цитирования:
Фридлянд Александр Абрамович, Демин Сергей Сергеевич, Столяров Николай Сергеевич, Семенова Алла Анатольевна, Стратегическое планирование развития транспортного комплекса России: проблемы и перспективы. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: