Аудит (от лат. audit — «слушать, слушание») известен человечеству более 6000 лет. Где возникла эта уникальная процедура контроля? Трудно сказать: одни исследователи истории аудита полагают, что возник он в Древнем Китае в 700 году до нашей эры, другие родиной аудита считают Древний Египет, третьи — античную Грецию и Древнеримскую империю… Для нас важно то, что аудит, имея глубокие исторические корни, не изжил себя и поныне. Являясь результатом сложного и длительного развития экономических отношений в мире, аудит прочно закрепился на всех уровнях управления — от оперативного и текущего до стратегического.
Нас интересует особый вид аудита — стратегический. В статье «Стратегический аудит: генезис, сущность, слагаемые» («Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях № 12/2018) мы рассмотрели предысторию его зарождения и развития в современных условиях. Поскольку же, как известно, нет пределов в совершенствовании, то и стратегический аудит продолжает свою историю — с опытом обретает новые черты, расширяет границы своих возможностей.
В 1997 году профессор из Университета штата Индиана П. Гордон опубликовал статью «10 вопросов стратегического аудита» [11]. Так же как и Г. Дональдсон (которого в дальнейшем мы для краткости будем именовать Гордоном-I, так как его зовут Гордон), П. Гордон (в дальнейшем — Гордон-II) избегает прямых дефиниций стратегического аудита, но предлагает 10 вопросов, которые должны собрать вместе широко известные в узких кругах (especially to academics, шутит автор), но разрозненные подходы к стратегии. Гордон-II считает, что предложенные им вопросы будут в первую очередь полезны для практиков, которые стали испытывать некоторые разочарования в стратегическом планировании.
Гордон-II считает, что стратегию можно и нужно оценивать не только для компании в целом, но и для каждого ее подразделения (подход, предложенный Хофером и Шенделем еще в 1978 году). А для того чтобы поставить «правильный диагноз», в бизнесе, как и в медицине, необходимо задавать жизненно важные вопросы, «даже если ответы на них отсутствуют… или средства лечения не очевидны». И для бизнеса такими вопросами являются: