Cтратегическое управление, как и любой процесс управления, включает этапы стратегического анализа, стратегического выбора и реализации стратегии. Содержание стратегического анализа заключается во всестороннем обеспечении внешних и внутренних пользователей аналитической информацией, способствующей принятию оптимальных управленческих решений стратегического характера. Ему принадлежит важнейшая роль в своевременной диагностике тенденций развития бизнеса, разработке антикризисных мероприятий, обеспечении стратегической устойчивости. Оценивать организацию без стратегии затруднительно, поскольку в основе оценки бизнеса лежит анализ способности фирмы генерировать и обеспечивать устойчивый экономический рост. Обоснованная и грамотно аргументированная стратегия предприятия позволяет не только избежать рисков, использовать потенциал роста, рационально распорядиться имеющимися ресурсами, но и повысить управляемость бизнеса. В статье рассматриваются вопросы использования инструментов стратегического анализа в процессе разработки стратегии компании.
Цель исследования — разработка методических и практических подходов к выполнению стратегического ситуационного анализа в процессе разработки стратегии компании.
В статье использованы следующие научные методы исследования: анализа и синтеза, монографический, расчетно-конструктивный, экспертных оценок, матричный портфельный анализ, SWOT-анализ.
Раскрываются содержание и возрастающая роль стратегического анализа в создании возможностей своевременной адекватной реакции организации на изменения внешней среды и прогнозирования развития бизнеса в условиях неопределенности и риска. Обозначены задачи стратегического анализа в процессе разработки стратегии: сбор информации о существующем положении организации, оценка отклонений от желаемого состояния, формирование вариантов дальнейшего направления развития фирмы, оценка возможных стратегий для достижения максимального эффекта функционирования компании в перспективе. Эффективными инструментами ситуационного стратегического анализа выступают матричные портфельные методы анализа, которые предлагается использовать в исследовании.