По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6 (083.131) (ВАК 08.00.12)

Стратегический анализ в процессе разработки стратегии предприятия рыбной промышленности

Хоружий Людмила Ивановна д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49 E-mail: hli@timacad.ru
Трясцина Нина Юрьевна канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49 E-mail: trnin115@yandex.ru
Аспидов Евгений Николаевич аспирант кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49 E-mail: jenia0079@mail.ru

В статье раскрыты содержание и роль стратегического анализа в создании возможностей своевременной адекватной реакции организации на изменения внешней среды и прогнозирования развития бизнеса в условиях неопределенности и риска. Обозначены задачи стратегического анализа в процессе разработки стратегии: сбор информации о положении организации, оценка отклонений, формирование вариантов развития, оценка возможных стратегий для достижения максимального эффекта функционирования компании в перспективе. Использованы инструменты ситуационного стратегического анализа, матричные портфельные методы анализа. На примере московского представительства крупнейшего перерабатывающего предприятия рыбной промышленности — ЗАО «ИТА Северная компания» с целью разработки стратегии выполнены стратегический анализ организационной среды и портфельный анализ продукции на различных рынках. Полученные результаты могут быть использованы для компаний, нацеленных на расширение деятельности и привлечение инвестиций.

Литература:

1. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: учебник / Л.Е. Басовский. — М.: Инфра-М, 2013. — 256 с.

2. Беджиев А.С. Аналитическое обеспечение инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий / А.С. Беджиев // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2018. — № 3 (176). — С. 27–33.

3. Веснин В.Р. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Р. Веснин, Н.С. Отварухина. — М.: Юрайт, 2017. — 427 с.

4. Грант Р. Современный стратегический анализ / Р. Грант. — СПб.: Питер, 2018. — 672 с.

5. Трясцина Н.Ю. Стратегический анализ внешней среды организации АПК / Н.Ю. Трясцина, О.Н. Суринова // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2016. — № 4. — С. 61–71.

6. Хоружий Л.И. Методические подходы к стратегическому анализу затрат сельскохозяйственных организаций / Л.И. Хоружий, Н.Ю. Трясцина, Т.В. Маринина // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2017. — № 12 (173). — С. 51–59.

7. Хоружий Л.И. Формирование информации в интегрированной отчетности для оценки инвестиционной привлекательности организаций АПК / Л.И. Хоружий, Н.Ю. Трясцина // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2018. — № 1 (174). — С. 18–26.

Bibliography:

1. Basovskiy L.Ye. [Modern strategic analysis: a textbook] Sovremennyy strategicheskiy analiz: uchebnik / L.Ye. Basovskiy. — M.: Infra-M, 2013. — 256 p.

2. Bedzhiyev A.S. [Analytical support of innovative activity of agricultural enterprises] Analiticheskoye obespecheniye innovatsionnoy deyatel’nosti sel’skokhozyaystvennykh predpriyatiy / A.S. Bedzhiyev // Bukhuchet v sel’skom khozyaystve = Accounting in agriculture. — 2018. — № 3 (176). — P. 27–33.

3. Vesnin V.R. [Modern strategic analysis: a te xtbook and a workshop for undergraduate and graduate students] Sovremennyy strategicheskiy analiz: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / V.R. Vesnin, N.S. Otvarukhina. — M.: Yurayt, 2017. — 427 p.

4. Grant R. [Modern strategic analysis] Sovremennyy strategicheskiy analiz / R. Grant. — SPb.: Piter, 2018. — 672 p.

5. Tryascina N.Yu. [Strategic analysis of the external environment of the organization of the agroindustrial complex] Strategicheskiy analiz vneshney sredy organizatsii APK / N.Yu. Tryastsina, O.N. Surinova // Bukhuchet v sel’skom khozyaystve = Accounting in agriculture. — 2016. — № 4. — P. 61–71.

6. Khoruzhiy L.I. [Methodical approaches to strategic analysis of costs of agricultural organizations] Metodicheskiye podkhody k strategicheskomu analizu zatrat sel’skokhozyaystvennykh organizatsiy / L.I. Khoruzhiy, N.Yu. Tryastsina, T.V. Marinina // Bukhuchet v sel’skom khozyaystve = Accounting in agriculture. — 2017. — № 12 (173). — P. 51–59.

7. Khoruzhiy L.I. [Formation of information in integrated reporting to assess the investment attractiveness of organizations of the agroindustrial complex] Formirovaniye informatsii v integrirovannoy otchetnosti dlya otsenki investitsionnoy privlekatel’nosti organizatsiy APK / L.I. Khoruzhiy, N.Yu. Tryastsina // Bukhuchet v sel’skom khozyaystve = Accounting in agriculture. — 2018. — №1 (174). — PP.18–26.

Cтратегическое управление, как и любой процесс управления, включает этапы стратегического анализа, стратегического выбора и реализации стратегии. Содержание стратегического анализа заключается во всестороннем обеспечении внешних и внутренних пользователей аналитической информацией, способствующей принятию оптимальных управленческих решений стратегического характера. Ему принадлежит важнейшая роль в своевременной диагностике тенденций развития бизнеса, разработке антикризисных мероприятий, обеспечении стратегической устойчивости. Оценивать организацию без стратегии затруднительно, поскольку в основе оценки бизнеса лежит анализ способности фирмы генерировать и обеспечивать устойчивый экономический рост. Обоснованная и грамотно аргументированная стратегия предприятия позволяет не только избежать рисков, использовать потенциал роста, рационально распорядиться имеющимися ресурсами, но и повысить управляемость бизнеса. В статье рассматриваются вопросы использования инструментов стратегического анализа в процессе разработки стратегии компании.

Цель исследования — разработка методических и практических подходов к выполнению стратегического ситуационного анализа в процессе разработки стратегии компании.

В статье использованы следующие научные методы исследования: анализа и синтеза, монографический, расчетно-конструктивный, экспертных оценок, матричный портфельный анализ, SWOT-анализ.

Раскрываются содержание и возрастающая роль стратегического анализа в создании возможностей своевременной адекватной реакции организации на изменения внешней среды и прогнозирования развития бизнеса в условиях неопределенности и риска. Обозначены задачи стратегического анализа в процессе разработки стратегии: сбор информации о существующем положении организации, оценка отклонений от желаемого состояния, формирование вариантов дальнейшего направления развития фирмы, оценка возможных стратегий для достижения максимального эффекта функционирования компании в перспективе. Эффективными инструментами ситуационного стратегического анализа выступают матричные портфельные методы анализа, которые предлагается использовать в исследовании.

Для Цитирования:
Хоружий Людмила Ивановна, Трясцина Нина Юрьевна, Аспидов Евгений Николаевич, Стратегический анализ в процессе разработки стратегии предприятия рыбной промышленности. Бухучет в сельском хозяйстве. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: