Предмет. Организация, как субъект хозяйственной деятельности, является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары и услуги, что определяется зависимостью результатов деятельности от реакции конечных потребителей [1].
С точки зрения макроэкономических процессов конкурентоспособность отрасли или национальной экономики может быть реализована лишь через производственно-хозяйственную деятельность предприятий [7]. При этом конкурентоспособность продукта является необходимым условием конкурентоспособности предприятия, поскольку лежит в основе прочных конкурентных позиций и дает возможность предприятию конкурировать на определенных товарных рынках.
Теорией анализа разработано множество методов оценки конкурентоспособности, среди которых большое распространение получили матричные, факторные, графические и комплексные методы (табл. 1) [3; 5].
На рынках с высоким уровнем конкуренции обычно компании осуществляют деятельность в рамках выделенных и устоявшихся сегментов.
Снизить уровень конкуренции возможно, если провести сегментацию, выделив новых целевых потребителей на основании признаков, которые ранее не учитывались.
В основу стратегии конкурентоспособности предприятия К. Омае ставит поиск возможностей для дифференциации в сферах продаж и обслуживания [3]. Эта стратегия в основе своей содержит комбинацию трех факторов успеха: компания, клиент и конкуренты, которые должны учитываться в совокупности.
Зачастую компании не имеют возможности дифференциации своего товара или услуги от товаров конкурентов, поэтому образ компании может послужить хорошим инструментом, дающим преимущество конкурентоспособности.
Структура прибыли может изменяться за счет внедрения новых продуктов с высоким уровнем рентабельности, а также за счет дополнительных услуг, которые также могут служить добавочным источником прибыли. Структура издержек также может быть источником дополнительной прибыли [6].
Одной из современных стратегий конкуренции является стратегия голубого океана, разработанная Ч. Кимом и М. Рене. Исследования, проведенные авторами теории, позволяют подтвердить успешный опыт компаний, сосредоточивших свои усилия на создании новых отраслей, позволяющих осуществлять деятельность вне конкуренции.