По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6 (083.131) (ВАК 08.00.12)

Стратегический анализ конкурентоспособности организации

Хоружий Людмила Ивановна д‑р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, РГАУ-МСХА им. К. А.Тимирязева, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49. E‑mail: hli@timacad.ru
Трясцина Нина Юрьевна канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, РГАУ-МСХА им. К. А.Тимирязева, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49. E‑mail: trnin115@yandex.ru

В статье раскрыты содержание и роль анализа конкурентоспособности при разработке стратегии развития организации в условиях неопределенности внешней среды. Рассмотрены методы анализа конкурентоспособности, дана их характеристика. Предложена методика анализа и оценки конкурентоспособности организации, функционирующей на конкурентном рынке. По предложенной методике выполнен анализ и проведена оценка конкурентоспособности торговой организации АПК. Полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегии развития организации и укрепления рыночной устойчивости.

Статья поступила 23 октября 2018 года.

Литература:

1. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник / Л.Е. Басовский. — М.: Инфра-М, 2013. — 256 с.

2. Борозенец В.Н. Учетно-аналитические инструменты в управлении бизнес-процессами в сельском хозяйстве / В.Н. Борозенец, М.Г. Лещева // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2015. — № 4. — С. 73–81.

3. Грант Р. Современный стратегический анализ / Р. Грант. — СПб.: Питер, 2018. — 672 с.

4. Зверев С.В. Проблемы развития импортозамещения в сельском хозяйстве России / С.В. Зверев, А.С. Цыгуткин, Л.В. Постникова // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2015. — № 9. — С. 7–12.

5. Трясцина Н.Ю. Стратегический анализ внешней среды организации АПК / Н.Ю. Трясцина, О.Н. Суринова // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2016. — № 4. — С. 61–71.

6. Хоружий Л.И. Методические подходы к стратегическому анализу затрат сельскохозяйственных организаций / Л.И. Хоружий, Н.Ю. Трясцина, Т.В. Маринина // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2017. — № 12 (173). — С. 51–59.

7. Хоружий Л.И. Формирование информации в интегрированной отчетности для оценки инвестиционной привлекательности организаций АПК / Л.И. Хоружий, Н.Ю. Трясцина // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2018. — № 1 (174). — С. 18–26.

Bibliography

1. Basovskiy L.Ye. [Modern strategic analysis: a textbook] Sovremennyy strategicheskiy analiz: uchebnik / L.Ye. Basovskiy. — M.: Infra-M, 2013. — 256 p.

2. Borozenets V.N. Accounting and analytical tools in the management of business processes in agriculture / V.N. Borozenets, M.G. Leshchev // Bukhuchet v sel'skom khozyaystve = Accounting in agriculture. — 2015. — № 4. — P. 73–81.

3. Grant R. [Modern strategic analysis] Sovremennyy strategicheskiy analiz / R. Grant. — SPb.: Piter, 2018. — 672 p.

4. Zverev S.V. Problems of development of import substitution in Russian agriculture / S.V. Zverev, A.S. Tsygutkin, L.V. Postnikov // Bukhuchet v sel'skom khozyaystve = Accounting in agriculture. 2015. № 9. S. 7–12.

5. Tryastsina N.Yu. [Strategic analysis of the external environment of the organization of the agroindustrial complex] Strategicheskiy analiz vneshney sredy organizatsii APK / N.Yu. Tryastsina, O.N. Surinova // Bukhuchet v sel'skom khozyaystve = Accounting in agricul-ture. — 2016. — № 4. — P. 61–71.

6. Khoruzhiy L.I. [Methodical approaches to strategic analysis of costs of agricultural organizations] Metodicheskiye podkhody k strategicheskomu analizu zatrat sel'skokhozyaystvennykh organizatsiy / L.I. Khoruzhiy, N.Yu. Tryastsina, T.V. Marinina // Bukhuchet v sel'skom khozyaystve = Accounting in agriculture. — 2017. — № 12 (173). — P. 51–59.

7. Khoruzhiy L.I. [Formation of information in integrated reporting to assess the investment attractiveness of organizations of the agroindustrial complex] Formirovaniye informatsii v integrirovannoy otchetnosti dlya otsenki investitsionnoy privlekatel'nosti organizatsiy APK / L.I. Khoruzhiy, N.Yu. Tryastsina // Bukhuchet v sel'skom khozyaystve = Accounting in agriculture. — 2018. — № 1 (174). — P.18–26.

Предмет. Организация, как субъект хозяйственной деятельности, является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары и услуги, что определяется зависимостью результатов деятельности от реакции конечных потребителей [1].

С точки зрения макроэкономических процессов конкурентоспособность отрасли или национальной экономики может быть реализована лишь через производственно-хозяйственную деятельность предприятий [7]. При этом конкурентоспособность продукта является необходимым условием конкурентоспособности предприятия, поскольку лежит в основе прочных конкурентных позиций и дает возможность предприятию конкурировать на определенных товарных рынках.

Теорией анализа разработано множество методов оценки конкурентоспособности, среди которых большое распространение получили матричные, факторные, графические и комплексные методы (табл. 1) [3; 5].

На рынках с высоким уровнем конкуренции обычно компании осуществляют деятельность в рамках выделенных и устоявшихся сегментов.

Снизить уровень конкуренции возможно, если провести сегментацию, выделив новых целевых потребителей на основании признаков, которые ранее не учитывались.

В основу стратегии конкурентоспособности предприятия К. Омае ставит поиск возможностей для дифференциации в сферах продаж и обслуживания [3]. Эта стратегия в основе своей содержит комбинацию трех факторов успеха: компания, клиент и конкуренты, которые должны учитываться в совокупности.

Зачастую компании не имеют возможности дифференциации своего товара или услуги от товаров конкурентов, поэтому образ компании может послужить хорошим инструментом, дающим преимущество конкурентоспособности.

Структура прибыли может изменяться за счет внедрения новых продуктов с высоким уровнем рентабельности, а также за счет дополнительных услуг, которые также могут служить добавочным источником прибыли. Структура издержек также может быть источником дополнительной прибыли [6].

Одной из современных стратегий конкуренции является стратегия голубого океана, разработанная Ч. Кимом и М. Рене. Исследования, проведенные авторами теории, позволяют подтвердить успешный опыт компаний, сосредоточивших свои усилия на создании новых отраслей, позволяющих осуществлять деятельность вне конкуренции.

Для Цитирования:
Хоружий Людмила Ивановна, Трясцина Нина Юрьевна, Стратегический анализ конкурентоспособности организации. Бухучет в сельском хозяйстве. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: