На сегодняшний день в экономической литературе существует различное множество методик стратегического анализа. Некоторые из них не способны полностью оценить состояние организации, а другие способны представить полную картину той сферы, в которой функционирует предприятие. К наиболее известным относятся следующие методики:
• SWOT-анализ, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы);
• PEST-анализ (или STEP-анализ) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
• SNW-анализ — это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации.
В качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации и др. В данной статье представлена методика проведения стратегического анализа сельскохозяйственных организаций на основе PEST-анализа, результаты которого используются для построения модели прогнозирования чистой прибыли компании [1, 4].
Важным инструментом в обеспечении устойчивости развития организации выступает стратегический анализ внешней среды и ее влияние на развитие отрасли. Одной из таковых отраслей, приведенных в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», является агропромышленный комплекс (АПК) Российской Федерации. Данный сектор экономики обеспечивает реальный суверенитет государства, оказывает определяющее влияние на уровень жизни наименее защищенных слоев населения, на здоровье граждан, обеспечивает сохранение и развитие обширных территорий, не говоря уже об огромном мультипликативном эффекте (сельское хозяйство обеспечивает спрос на продукцию либо предоставляет сырье для производства практически во всех секторах) [7].