Национальным и наднациональным законодательством, правом Евразийского экономического союза Федеральная таможенная служба наделена более чем двумя десятками функций, которые можно разделить на фискальные, контрольные и правоохранительные. Доложу о работе ФТС России по результатам их выполнения в 2019 г. По предварительным данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России составил 665 млрд долларов США и по сравнению с 2018 г. снизился на 3,3 %. Экспорт сократился на 6 % и составил 423 млрд, импорт увеличился на 1,7 % и составил 243 млрд. В 2019 г. таможенными органами оформлено более 5 млн электронных деклараций на товары, поданных 110 тыс. участников внешнеэкономической деятельности (1,76 млн экспортных деклараций и 3,25 млн импортных). ФТС России в федеральный бюджет перечислено 5729 млрд рублей. Это на 90 млрд, или 1,5 %, больше контрольного задания. При импорте — 3345 млрд, при экспорте — 2291 млрд. Сумма платежей от экспорта сократилась на 24 % и составила 40 % от общего объема платежей. Это обусловлено снижением цены и сокращением объема экспорта углеводородов, а также реализацией налогового маневра. Только за счет его проведения в 2019 г. экспортная составляющая в структуре таможенных платежей уменьшилась на 1,9 трлн рублей. В то же время отмечается увеличение почти на 14 % платежей по импорту. Положительная динамика объясняется не только ростом курса доллара США и увеличением на 2 % ставки НДС, но и повышением эффективности работы таможенных органов, улучшением качества администрирования платежей. Хочу подчеркнуть, что за счет таможенных платежей формируется практически треть доходов федерального бюджета, и реализация ФТС России фискальной функции приобретает в условиях выполнения посланий президента и национальных проектов особую значимость.
По результатам выполнения контрольных функций нами довзыскано более 45 млн рублей. Мерами контроля в рамках системы управления рисками охвачено 32 % товарных партий. Результативным является практически каждое второе проверочное мероприятие. Наиболее затратная по времени форма контроля — таможенный досмотр — применялась в отношении всего 3,4 % ввозимых товарных партий. Возросло количество эффективных досмотров: из 112 тыс. их практически треть — 31 тыс. В результате применения системы управления рисками довзыскано более 32 млрд рублей. Законодатель наделил ФТС России правом вернуться к проверке любой декларации в течение трех лет после выпуска товаров. Это так называемый таможенный контроль после выпуска. Он стал более прицельным и действенным. Количество таможенных проверок после выпуска сократилось на 17 %, а их средняя эффективность возросла в два раза и составила почти 8 млн рублей на одну проверку. Всего в 2019 г. по их итогам доначислено 17 млрд рублей.