Публичное обсуждение проекта Энергостратегии-2035 идет уже год. За это время проект претерпел определенные изменения, и в части анализа ситуации и прогнозов стал более проработанным и целостным, что радует. В то же время в части целеполагания и инструментов достижения целей он по-прежнему нуждается в совершенствовании. Остановлюсь на некоторых вопросах, которые, на мой взгляд, требуют особого внимания.
Первый из них – предлагаемая этапность реализации Стратегии и, в принципе, спорное разделение на эти этапы. По сути, до 2020 г. предусмотрен этап реализации консервативных сценариев, сохранения статус-кво, после – этап развития, перехода к новым моделям сразу в нескольких отраслях.
Как отмечалось на последнем инвестиционном форуме в Сочи, существует системная проблема в управлении экономикой страны – разрыв между стратегическими целями и практическими решениями, принимаемыми на краткосрочную перспективу. Эта проблема просматривается и в последнем проекте Стратегии. Предлагаю не откладывать решение насущных проблем до лучших времен – их, похоже, не будет.
Что касается содержательной стороны проекта. Я глубоко убежден, что разработку энергетической стратегии необходимо начинать с формирования текущего и перспективного топливно-энергетического баланса (ТЭБ), обеспечивающего рациональную структуру производства и потребления энергии с учетом структуры экономики и регионального аспекта. ТЭБ должен быть установочным документом! В Стратегии же ему отводится скорее статистическая роль.
От сбалансированности структуры ТЭБ зависит энергобезопасность страны. В Европе, например, основные источники – нефть, газ, уголь, атом и ВИЭ – представлены в энергобалансе в примерно равных долях. Мы же сегодня имеем серьезнейший перекос топливно-энергетического баланса в пользу газа – 52 %, в европейской части страны – более 70 %, в производстве тепла – 80 %. С учетом опасности такого перекоса, в Энергостратегии-2025 ставилась задача снижения доли газа. Как мы знаем, реализовать ее не удалось. В Стратегии-2030 говорилось о неувеличении доли газа в балансе. Эта цель также не достигнута. И почему так произошло, системного анализа нет. Проект-2035 фактически признает статус-кво и даже предполагает увеличение доли газа до 55 %, таким образом, снижая энергобезопасность страны, особенно ее европейской части.