По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стратегическая коммуникация НАТО: концептуальные и методологические особенности подхода

Шмаков Станислав Валерьевич руководитель службы международных проектов, АО «РВК», E-mail: sh.concord@gmail.com

В статье рассматривается управленческий подход к синхронизации систем стратегического взаимодействия с целевыми аудиториями, закрепившийся в политической науке в рамках термина «стратегическая коммуникация». В условиях сверхнасыщенного информационного пространства современной цифровой эпохи особенную значимость в вопросах национальной безопасности приобретают аспекты информационного противоборства и противодействия гибридным угрозам. Дополнительную геополитическую значимость приобретают инструменты так называемой, «мягкой силы», способствующие распространению государствами целесообразных информационных образов и нарративов. На примере стратегической коммуникации НАТО представлены ключевые концептуальные особенности данного подхода и используемые в ее рамках инструментов.

Литература:

1. Абраменко А. В. Нарративная стратегия в контексте асимметричной политической коммуникации//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики//Тамбов: Грамота, 2014. — № 11. — Ч. 1. — С. 13–18.

2. Богданов С. В. Стратегические коммуникации: концептуальные подходы и модели для государственного управления//Государственное управление. Электронный вестник. — 2017. —- № 61. — С. 132–152//URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk__61._aprel_2017_g./61_2017.pdf

3. Бурлаков В. А. Стратегическая коммуникация как метод современной геополитики//Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2016. — № 2 (37). — С. 7–15.

4. Нигус Г. Коммуникации в период информационной войны — подход НАТО//URL: https://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2015/09/4/7037823/

5. Хомски Н. Демократия и власть. Приложение Интервью с Ноам Хомски//first published in Economic and Political Weekly, vol. 13, no. 31 (30 March 1996)//URL: http://www.epw.in/commentary/chomsky-india-interview.html

6. Пашенцев Е. Н. Стратегическая коммуникация США: проблемы нарастают//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Исторические науки. — 2012. — № 2. — С. 111–118.

7. Пейчева А. А. Стратегическая коммуникация как информационная операция//Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: матер. междунар. науч. конф. (22–23 ноября 2017 г.)/отв. ред.-сост. Д. П. Гавра. — СПбГУ, 2017. — № 3. — C. 58–62.

8. Розенфельд И. Дискурс и нарратив//URL: http://cursorinfo.co.il/news/analize/2006/03/01/discurs/

9. Сурма И. В. Цифровая дипломатия в глобальной политике//Государственное управление. Электронный вестник. — 2015. — № 49. — С. 242.

10. Clarcke P. The Increasing Importance of a StratCom Mindset//Allied Rapid Reaction Corps Journal. 2018. P.12–14//URL: https://arrc.nato.int/community/arrcpublications/arrc-journal

11. Hallahan K. Defi ning Strategic Communication//International Journal of Strategic Communication. March 2007. 1 (1):3–35

12. Laity M. NATO and Strategic Communications. The Story So Far//The Three Swords Magazine. 2018. № 33/2018. P. 65–73

13. LePage R., Tatham S. NATO Stratégie Communication: More to be Done?//National Defence Academy of Latvia Center for Security and Stratégie Research//URL: https://www.stratcomcoe.org/rita-lepage-steve-tatham-nato-strategic-communication-more-be-done

14. Lippman W. Public Opinion//Chapter 1. The world outside and the pictures in our head. P. — 7//URL: https://monoskop.org/images/b/bf/Lippman_Walter_Public_ Opinion.pdf

15. McLuhan H. M. Culture is Our Business//NY: Ballantine Books, 1972. — 336 p.

16. NATO Accredits Centre of Excellence for Stratégie Communications in Riga//URL: https://www.mfa.gov.lv/en/news/latest-news/39360- %20nato-accredits %20centre-of-excellence-for-strategic-communications-in-riga

17. NATO Strategic Communications Handbook//Norfolk, VA Supreme Allied Command Transformation HQ, 2015. P. 86

18. Paul Ch. Strategic Communication: Origins, Concepts, and Current Debates//Santa Barbara: Praeger, 2011.

19. Cornish P., Lindley-French J., Yorke C. Strategic Communications and National Strategy. A Chatham House Report. September 2011//URL: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/r0911es %E2 %80 %93stratcomms.pdf

20. Report of the Defense Science Board Task Force on Managed Information Dissemination, October 2001//URL: http://www.acq.osd.mil/dsb/

21. Tatham S. A. Strategic Communication: A Primer Academy of the United Kingdom, 2008.

22. US Department of Defense: Report on Strategic Communication//URL: http://www.au.af.mil/au/awc/awcgate/dod/dod_report_strategic_communication_11feb10.pd

Понятие «стратегические коммуникации» появилось в поле зрения исследователей в 2001 г. после доклада Винсента Витто, председателя научного совета по обороне Федерального консультативного комитета при министре обороны США, в котором была определена значимость развития системы сложных стратегических коммуникаций (sophisticated strategic communications), позволяющих предсказуемо и целесообразно определять глобальную и региональную повестку, а также формировать контекст, способствующий достижению политических, экономических и геостратегических целей. Со временем данный подход должен обеспечить систематическое формирование восприятия международного сообщества таким образом, чтобы поддерживать интересы Америки1.

Несмотря на то, что в упомянутом документе неоднократно обращаются к рассматриваемому термину, его единообразное определение не предлагается. Заявляется, однако, что актуальные требования к правительственным коммуникациям во время стихийных бедствий, предкризисных состояний, боевых действий значительно отличаются от необходимых требований к долгосрочным стратегическим коммуникациям2.

Таким образом, значимым отличием стратегических коммуникаций от иных программ действий в информационной среде определена их долгосрочность и нацеленность на достижение результата в долгосрочной перспективе. Для реализации мероприятий по достижению указанных целей должны быть задействованы стратегические инструменты и средства, которые позволяют постепенно и планомерно воздействовать на убеждения реципиентов.

Установление повестки дня, на первый взгляд, может восприниматься как задача более низкого порядка в сравнении со стратегическими приоритетами. Однако в рамках СтратКомподхода адженда информационного пространства определяет не только содержание, но, что более значимо, направленность восприятия событий в медиа и, как следствие, целевыми аудиториями. Таким образом, в разряд высших стратегических введена задача по фокусировке публичного внимания к той или иной проблематике с необходимой для достижения целей оценкой событий. В связи с этим СтратКомподход включил в себя весь известный методологический инструментарий теории установления повестки дня (Agenda-setting theory), введенной в научное поле еще в 20-е гг. XX в. Уолтером Липпманом3. Среди методов можно выделить по-прежнему широко применяемые техники проблематизации и драматизации ситуации, отвлечения внимания и побуждения эмоционального восприятия событий.

Для Цитирования:
Шмаков Станислав Валерьевич, Стратегическая коммуникация НАТО: концептуальные и методологические особенности подхода. Дипломатическая служба. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: