Понятие «стратегические коммуникации» появилось в поле зрения исследователей в 2001 г. после доклада Винсента Витто, председателя научного совета по обороне Федерального консультативного комитета при министре обороны США, в котором была определена значимость развития системы сложных стратегических коммуникаций (sophisticated strategic communications), позволяющих предсказуемо и целесообразно определять глобальную и региональную повестку, а также формировать контекст, способствующий достижению политических, экономических и геостратегических целей. Со временем данный подход должен обеспечить систематическое формирование восприятия международного сообщества таким образом, чтобы поддерживать интересы Америки1.
Несмотря на то, что в упомянутом документе неоднократно обращаются к рассматриваемому термину, его единообразное определение не предлагается. Заявляется, однако, что актуальные требования к правительственным коммуникациям во время стихийных бедствий, предкризисных состояний, боевых действий значительно отличаются от необходимых требований к долгосрочным стратегическим коммуникациям2.
Таким образом, значимым отличием стратегических коммуникаций от иных программ действий в информационной среде определена их долгосрочность и нацеленность на достижение результата в долгосрочной перспективе. Для реализации мероприятий по достижению указанных целей должны быть задействованы стратегические инструменты и средства, которые позволяют постепенно и планомерно воздействовать на убеждения реципиентов.
Установление повестки дня, на первый взгляд, может восприниматься как задача более низкого порядка в сравнении со стратегическими приоритетами. Однако в рамках СтратКомподхода адженда информационного пространства определяет не только содержание, но, что более значимо, направленность восприятия событий в медиа и, как следствие, целевыми аудиториями. Таким образом, в разряд высших стратегических введена задача по фокусировке публичного внимания к той или иной проблематике с необходимой для достижения целей оценкой событий. В связи с этим СтратКомподход включил в себя весь известный методологический инструментарий теории установления повестки дня (Agenda-setting theory), введенной в научное поле еще в 20-е гг. XX в. Уолтером Липпманом3. Среди методов можно выделить по-прежнему широко применяемые техники проблематизации и драматизации ситуации, отвлечения внимания и побуждения эмоционального восприятия событий.