Актуальность исследования обусловлена беспрецедентным санкционным давлением на российскую авиационную отрасль, которая столкнулась с необходимостью кардинальной трансформации бизнес-процессов и производственных цепочек. В феврале-марте 2022 года российский авиационный сектор оказался под влиянием масштабных ограничений, затронувших все ключевые аспекты функционирования отрасли — от поставок комплектующих до возможности выполнения международных рейсов.
Российская авиационная промышленность исторически являлась одним из стратегических секторов экономики, не только обеспечивающим транспортную связность регионов страны, но и выступающим драйвером технологического развития. По данным Минтранса России, до введения санкций отрасль демонстрировала устойчивый рост: в 2021 году объем пассажирских перевозок достиг 111 млн человек, увеличившись на 60% к уровню 2020 года1.
Целью исследования является анализ процессов стратегической адаптации российской авиационной промышленности к санкционным ограничениям в период 2022–2024 годов, включая оценку эффективности принимаемых мер и определение перспективных направлений развития отрасли.
Методология исследования базируется на системном подходе к анализу трансформационных процессов в авиационной отрасли. В работе использованы методы статистического анализа, экспертных оценок и сравнительного анализа. Информационную базу составили данные Росстата, Минтранса России, отчетность авиакомпаний, материалы научных публикаций и экспертные оценки специалистов отрасли.
Анализ исходного состояния отрасли показывает высокую зависимость от иностранных производителей. На начало 2022 года в России эксплуатировалось 1287 пассажирских самолетов, из которых 1019 единиц (около 79%) составляли воздушные суда зарубежного производства2. Структура парка воздушных судов российских авиакомпаний представлена в таблице 1.
Введенные санкции создали комплекс критических проблем для отрасли: