По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Стратегическая адаптация российской авиационной промышленности к международным санкциям в 2022–2024 годах: текущие вызовы и перспективы развития

Радченко Константин Владимирович аспирант, кафедра предпринимательства и конкуренции, факультет бизнеса, Университет «Синергия», Москва, E-mail: kostya.rad3@yandex.ru
Семенова Алла Анатольевна научный руководитель, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, АНО ВО «Российский Новый университет» (РосНОУ), Россия, 105005, Москва, ул. Радио, д. 22, SPIN-код: 9083-1590, ORCID: 0000-0003-2995-5065, E-mail: allaa.s@ya.ru

В статье рассматриваются процессы стратегической адаптации российской авиационной промышленности к международным санкционным ограничениям в период 2022–2024 годов. На основе анализа статистических данных и отраслевой информации исследованы ключевые направления трансформации отрасли, включая реструктуризацию маршрутной сети, развитие импортозамещения и модернизацию производственной базы. Выявлены основные проблемы и риски, препятствующие устойчивому развитию отрасли в новых условиях. Проанализированы эффективность реализуемых мер государственной поддержки и их влияние на операционные и финансовые показатели авиационных предприятий. Определены стратегические перспективы развития отрасли до 2030 года, включая планы по наращиванию производства отечественных воздушных судов и развитию технологической базы.

Литература:

1. О комплексной программе развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 25.06.2022 № 1693-р (с изменениями на 4 мая 2024 года) // Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 27. — Ст. 4883.

2. Дрига Е.В. Санкционный режим и вызовы гражданской авиации России в ближайшей перспективе / Е.В. Дрига // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 387–390.

3. Захарченко Л.А. Авиационная промышленность России как драйвер инновационного развития экономики / Л.А. Захарченко, О.А. Чепинога, Н.Р. Эпова // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 28, № 4. — С. 701–710.

4. Кувалин Д.Б. Российская экономика в условиях жестких внешних санкций: проблемы, риски и возможности / Д.Б. Кувалин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2022. — Т. 15, № 6. — С. 41–57.

5. Парамонов П.О. Особенности антикризисного управления авиационной компании в условиях санкционных ограничений / П.О. Парамонов, Н.Я. Головецкий // Вестник евразийской науки. — 2024. — Т. 16, № 2. — С. 1–11.

6. Фокеев М.А. Отрасль авиаперевозок в условиях санкций: применим ли опыт Ирана в России / М.А. Фокеев // ЭКО. — 2022. — № 8. — С. 106–131.

7. Анализ отрасли авиастроения в России в 2015–2019 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020–2024 гг.: аналитический обзор // BusinesStat. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://businesstat.ru/images/demo/aircraft_industry_ russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 10.11.2024).

8. Шишкин Р.А. Методика стратегического планирования в условиях санкций и неопределенности окружения / Р.А. Шишкин, Л.М. Божко // Экономика и управление. — 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://ekam-journal.com/images/2023/2-2023/Shishkin-Bozhko.pdf (дата обращения: 01.11.2024).

Актуальность исследования обусловлена беспрецедентным санкционным давлением на российскую авиационную отрасль, которая столкнулась с необходимостью кардинальной трансформации бизнес-процессов и производственных цепочек. В феврале-марте 2022 года российский авиационный сектор оказался под влиянием масштабных ограничений, затронувших все ключевые аспекты функционирования отрасли — от поставок комплектующих до возможности выполнения международных рейсов.

Российская авиационная промышленность исторически являлась одним из стратегических секторов экономики, не только обеспечивающим транспортную связность регионов страны, но и выступающим драйвером технологического развития. По данным Минтранса России, до введения санкций отрасль демонстрировала устойчивый рост: в 2021 году объем пассажирских перевозок достиг 111 млн человек, увеличившись на 60% к уровню 2020 года1.

Целью исследования является анализ процессов стратегической адаптации российской авиационной промышленности к санкционным ограничениям в период 2022–2024 годов, включая оценку эффективности принимаемых мер и определение перспективных направлений развития отрасли.

Методология исследования базируется на системном подходе к анализу трансформационных процессов в авиационной отрасли. В работе использованы методы статистического анализа, экспертных оценок и сравнительного анализа. Информационную базу составили данные Росстата, Минтранса России, отчетность авиакомпаний, материалы научных публикаций и экспертные оценки специалистов отрасли.

Анализ исходного состояния отрасли показывает высокую зависимость от иностранных производителей. На начало 2022 года в России эксплуатировалось 1287 пассажирских самолетов, из которых 1019 единиц (около 79%) составляли воздушные суда зарубежного производства2. Структура парка воздушных судов российских авиакомпаний представлена в таблице 1.

Введенные санкции создали комплекс критических проблем для отрасли:

Для Цитирования:
Радченко Константин Владимирович, Семенова Алла Анатольевна, Стратегическая адаптация российской авиационной промышленности к международным санкциям в 2022–2024 годах: текущие вызовы и перспективы развития. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: