Субъектность стран Вишеградской группы (В4) (Польши, Венгрии, Чехии, Словакии) в решении стратегических вопросов развития внутри ЕС, давно обсуждаемая экспертами и исследователями [3], была подвергнута новой проверке в ходе переговоров о создании фонда «ЕС следующего поколения» (NGEU), направленного на преодоление последствий пандемии COVID-19 для экономики ЕС. Одобренные в рамках NGEU меры носят во многом революционный характер, т. к. предполагают первое в истории ЕС обращение к коллективным заимствованиям, а также значительное использование грантов. Страны В4 (в первую очередь Польша и Венгрия) были активными участниками переговоров, составляя одну из четырех главных коалиций, чьи позиции были основным предметом согласования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы оценить экономические основы позиций стран В4 на переговорах о NGEU и параметры изменения роли стран В4 в ЕС с точки зрения политэкономии данного интеграционного образования.
Исследования роли стран Вишеградской группы в принятии решений в ЕС довольно многочисленны и отличаются доминированием институциональных подходов. Так, в рамках либерального интерговернаментализма рассматривается роль согласования интересов между национальными правительствами разных стран и их взаимодействие с наднациональным уровнем [15]. В вопросе формирования национальной позиции довольно большую роль играет «эффект колеи» и институциональная составляющая процесса принятия решений, включая количество игроков с правом вето [16]. Сам по себе процесс ведения переговоров, тактики акторов и их групп рассматривается теорией переговоров [6]. Для анализа переговоров о создании NGEU удачным выглядит опыт использования более комплексного подхода — актороцентричный институционализм [14]. Этот подход предполагает акцент на анализе намеренных действий акторов, основанных на совокупности факторов: их экономических и политических интересах, институциональной среде и избранной тактике переговоров. В оном из исследований переговоров по NGEU [5] показано, что в результате сочетания гибкости и вариативности подходов сторон и их высокого уровня мотивации заключить соглашение был достигнут результат, позволивший оказаться в выигрыше всем основным вовлеченным сторонам. Страны В4 продемонстрировали возросший уровень переговорной силы в рамках интеграционного объединения, достичь которого удалось благодаря использованию переговорных тактик кооперирования, обращения к пакетным сделкам и взаимных уступок (logrolling).