Россия постепенно движется в том же направлении, пусть и зигзагами. В этой статье мы поговорим о том, что такое СНИЛС, какие возможности он открывает, можно ли поменять страховое свидетельство и как получить его дубликат в случае необходимости.
СНИЛС — это страховой номер индивидуального лицевого счета. В России под этим термином понимают как сам набор цифр кода идентификации застрахованного гражданина, так и ламинированное страховое свидетельство (так сказать, вещественное доказательство существования счета) и, собственно, номер счета, на который производятся начисления работодателями или государством в течение всей жизни. Действие СНИЛС регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Формат СНИЛС таков: 123–456–789–01, номер присваивается по специальному алгоритму, исключающему подделку и дублирование.
Лицевая сторона страхового свидетельства содержит:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя, отчество владельца;
- пол владельца;
- дату и место рождения;
- дату регистрации в пенсионной системе Российской Федерации (в некоторых случаях отличается от фактической даты получения свидетельства).
Присваивается страховой номер человеку один раз в жизни. И в дальнейшем, что бы ни случалось с гражданином (меняет фамилию, уезжает из страны на несколько лет, а затем возвращается и т. д.), код идентификации остается одним и тем же. Регистрация в системе пенсионного страхования обязательна как для жителей РФ, так и для иностранцев, официально работающих в России.
СНИЛС задумывался как российский аналог американской карточки социального страхования. Предполагалось, что страховой номер станет одним из главных документов гражданина, по которому будут определять, где и сколько гражданин трудился официально, какие взносы уплачены за него работодателями, где работает в данный момент, а также назначать пенсии, социальные пособия, льготы и оказывать другие государственные услуги. Однако введение СНИЛС несколько опередило время: когда появились зеленые свидетельства (в 1998-м, а затем, в модернизированном виде, в 2003 году), в стране еще не было единых баз данных по государственным услугам, по соцобеспечению, и даже архивы соцстраха были не до конца переведены в электронную форму.