Согласно конституционным положениям, каждому гарантируется социальное обеспечение на случай возраста (ст. 39 Конституции РФ), одним из основных видов которого на современном этапе является страховая пенсия по старости. Страховая (трудовая) пенсия по старости является так называемым заработанным видом социального обеспечения, право на которую возникает при достижении лицом определенного возраста, выработки им определенного стажа (для досрочной пенсии также учитывается профессиональный стаж), а начиная с 2015 года накоплении работником пенсионных баллов (ИПК), количество которых зависит не только от страхового стажа, но и от заработка работника, на который работодателем уплачиваются соответствующие страховые взносы.
История развития пенсионного законодательства последних десятилетий свидетельствует, что начиная с 1990-х годов пенсионная реформа имеет перманентный характер: каждые 11–12 лет завершается принятием нового пенсионного закона, содержащего новые правила пенсионного обеспечения и формулы трудовых пенсий по старости; до принятия нового закона в действующий вносятся неоднократные поправки. Скорее всего, данная ситуация не подвергнется большим изменениям. Таким образом, вполне обоснованным является предположение, что в будущем (как и на современном этапе) работнику придется столкнуться с тем фактом, что пенсионные правила в ходе его трудовой жизни и до момента назначения трудовой пенсии по старости постоянно будут меняться; этот факт следует осознать, принять и, главное, готовиться к будущей пенсии документально.
К сожалению, как показывает правоприменительная практика, многие работники зачастую начинают задумываться о своей пенсии только за несколько лет до обращения за ней. Некоторые из предпенсионеров абсолютно уверены, что у них будет пенсия как минимум на уровне той средней пенсии по старости, которая заявляется официальными органами на текущий год, поскольку у них был прежде всего «длительный стаж», а также «вполне приемлемый» заработок (особенно в последние годы перед назначением пенсии).