Основанием юридической ответственности субъекта может быть как загрязнение, существовавшее на объекте ранее (предшествующее / историческое загрязнение), так и загрязнение окружающей среды в ходе производственной деятельности. Большинство договоров страхования общей гражданской ответственности исключают подобные риски, включая убытки в результате постепенного (например, утечки топлива на нефтехранилищах, АЗС в течение длительного периода времени) и исторического загрязнений.
Важным моментом является страхование объектов окружающей среды, которое позволяет минимизировать экологические риски и неблагоприятные для экологии последствия.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает правовой режим и механизмы ликвидации такого вреда. В частности, он предусматривает, что выявление загрязненных объектов осуществляется в ходе инвентаризации и обследования территорий и акваторий, где в прошлом велась экономическая и иная деятельность, а сейчас — расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и размещаются отходы. Государственный реестр таких объектов ведет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Возможность приобретения комплексного страхования ответственности за загрязнения окружающей природной среды или экострахования на российском страховом рынке ограничена: как правило, покрываются исключительно риски, связанные с внезапным и непредвиденным загрязнением окружающей среды (например, в результате взрыва на предприятии), по полисам общей гражданской ответственности.
Полисы же обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов за вред, причиненный в результате аварии на опасном объекте, прямо исключают риски, связанные с причинением вреда окружающей среде.
Таким образом, многие производственные предприятия продолжают нести риски, связанные с причинением вреда окружающей среде и расходами на расчистку загрязненных территорий, в то время как экострахование смогло бы легко покрыть эти нежелательные факторы.