По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Стоматологическая помощь в системе ОМС. Планирование и оплата

Пирогов Михаил Васильевич доктор экономических наук, профессор, Организация здравоохранения и общественное здоровье МОНИКИ им. Владимирского, главный редактор журнала «Экономист ЛУ» ИД «Панорама»

К стоматологической помощи, как к одной из составляющих медицинской помощи, предоставляемой населению на безвозмездной основе, т. е. по программе государственных гарантий, всегда было особенное отношение. Связано это в первую очередь с возможностями государства, из бюджетных или внебюджетных источников, обеспечить всё население страны полноценной, доступной и современной медицинской помощью. В статье рассматривается специфика стоматологической помощи в России на современном этапе.

Как правило, государство, даже в экономически благополучных странах, всегда ищет компромисс между практически неограниченной потребностью населения в сохранении и улучшении своего здоровья и теми средствами, которые национальная экономика может «пустить» на финансирование этой неограниченной потребности, не в ущерб развитию самой экономики и тех социальных гарантий, которые обеспечиваются населению за счет этого развития. К этим гарантиям относятся и пенсионное обеспечение, и бесплатное образование, и внешняя и внутренняя личная и общественная безопасность.

Это одна из основных причин, которые вынуждают государство выбирать приоритеты в своей социальной политике, ограничивая при этом её отдельные составляющие, в том числе относящиеся к здоровью населения.

Программы государственных гарантий по здравоохранению реализуются в подавляющем большинстве стран с развитой и развивающейся экономикой и составляют существенную часть валового внутреннего продукта (в экономически развитых странах стремится к 8 %, в среднем в мире достигает 6 %). Эта доля расходов, практически не зависит от организационноэкономической модели здравоохранения: государственной, страховой или смешанной (гибридной). Япония с классической страховой моделью здравоохранения тратит практически равную с Норвегией долю ВВП, имеющей государственную модель (около 8 % ВВП в 2010 г.).

Вклад государства (или иные обязательные расходы населения и работодателей) в финансирование государственных (страховых) гарантий в существенно отличается в разных странах (см. рис. 1).

Так, в Норвегии, Дании и Чехии эта доля составляет порядка 85 %, а в Швейцарии, Канаде и Греции колеблется от 65 до 70 %. При этом необходимо учитывать общий уровень подушевых расходов на здравоохранение, который в Швейцарии и Норвегии превышает 6 тыс. долл. США по ППС, а в Чехии и Греции почти в три раза ниже. При анализе графика можно сделать следующий вывод: чем выше величина подушевых расходов на здравоохранение и чем выше доля общественных затрат, тем выше доступность населения к бесплатной медицинской помощи современного уровня и тем выше показатели общественного и индивидуального здоровья.

Для Цитирования:
Пирогов Михаил Васильевич, Стоматологическая помощь в системе ОМС. Планирование и оплата. Экономист лечебного учреждения. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: