Как правило, государство, даже в экономически благополучных странах, всегда ищет компромисс между практически неограниченной потребностью населения в сохранении и улучшении своего здоровья и теми средствами, которые национальная экономика может «пустить» на финансирование этой неограниченной потребности, не в ущерб развитию самой экономики и тех социальных гарантий, которые обеспечиваются населению за счет этого развития. К этим гарантиям относятся и пенсионное обеспечение, и бесплатное образование, и внешняя и внутренняя личная и общественная безопасность.
Это одна из основных причин, которые вынуждают государство выбирать приоритеты в своей социальной политике, ограничивая при этом её отдельные составляющие, в том числе относящиеся к здоровью населения.
Программы государственных гарантий по здравоохранению реализуются в подавляющем большинстве стран с развитой и развивающейся экономикой и составляют существенную часть валового внутреннего продукта (в экономически развитых странах стремится к 8 %, в среднем в мире достигает 6 %). Эта доля расходов, практически не зависит от организационноэкономической модели здравоохранения: государственной, страховой или смешанной (гибридной). Япония с классической страховой моделью здравоохранения тратит практически равную с Норвегией долю ВВП, имеющей государственную модель (около 8 % ВВП в 2010 г.).
Вклад государства (или иные обязательные расходы населения и работодателей) в финансирование государственных (страховых) гарантий в существенно отличается в разных странах (см. рис. 1).
Так, в Норвегии, Дании и Чехии эта доля составляет порядка 85 %, а в Швейцарии, Канаде и Греции колеблется от 65 до 70 %. При этом необходимо учитывать общий уровень подушевых расходов на здравоохранение, который в Швейцарии и Норвегии превышает 6 тыс. долл. США по ППС, а в Чехии и Греции почти в три раза ниже. При анализе графика можно сделать следующий вывод: чем выше величина подушевых расходов на здравоохранение и чем выше доля общественных затрат, тем выше доступность населения к бесплатной медицинской помощи современного уровня и тем выше показатели общественного и индивидуального здоровья.