По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стилизация и новое прочтение традиционных головных уборов народов России

Ирина Никулина педагог дополнительного образования, ГБОУ ДО ДТДиМ «На Стопани», г. Москва
Екатерина Серебрякова-Николаева педагог дополнительного образования, ГБОУ ДО ДТДиМ «На Стопани», г. Москва
Светлана Xолмогорова педагог дополнительного образования, ГБОУ ДО ДТДиМ «На Стопани», г. Москва

С 2017 года во дворце творчества детей и молодежи «На Стопани» ведущая творческая студия города Москвы «Мир искусства» реализует проект «Этномодерн» http:// mir-iskysstva.tilda.ws; https://vk.com/m.iskysstva.

Литература:

1. Калашникова Н.М. «Шапочное знакомство». Коллекция головных уборов из собрания Российского этнографического музея: Северный паломник, 2012. — 192 с.

2. Кутейникова И. Идолопоклонничество и вольнодумство: русский авангард между Востоком и Западом// РИ № 1/2014. — URL https://www.rusiskusstvo.ru/content/files/2014_1/Kuteinikova.pdf (дата обращения: 10.04.2023)

3. Кутейникова И. Xудожественная история русского ориентализма// Международная панорама. Журнал Третьяковская галерея. — URL https:// www.tg-m.ru/articles/4-2010-29/khudozhestvennaya-istoriya-russkogo-orientalizma?ysclid=lhkywjj 6x2309239477 (дата обращения 12.04.2023)

4. Мадлевская Е.Л. Женский головной убор кокошник / Елена Мадлевская. — Москва: Бослен, 2022. — 336 с.

5. Русский ориентализм (наука, искусство, коллекции) / Р89 под ред. М. Е. Резван. СПб.: МАЭ РАН, 2019. — 292 с.

6. Фар-Беккер, Габриеле. Искусство модерна [Текст] / Габриеле Фар-Беккер; [пер. с нем.: А. Жуков и др.]. — Köln : Konemann, 2004.— 425 с. : цв. ил.

В названии раскрывается суть проекта — «этно» — этнография, то есть изучение народов-этносов и их культурно-бытовые особенности и «модерн» — модернизация изученного художественного образа. Важность этого проекта заключается в привлечении внимания детей, молодежи, а также и взрослых, проживающих и развивающихся в условиях урбанизации, утративших связь с традицией, к этой самой традиционной культуре в интересной форме, раскрывающей национальное многообразие России.

Реализуя этот проект в Москве, за эти годы команда педагогов столкнулась с тем, что дети, проживающие в столице, не знают или не идентифицируют себя с представителями других регионов как с жителями одной общей страны. Значимая задача «Этномодерна» заключается в знакомстве с традициями различных этнических групп для понимания многогранности страны, прививание уважения к культуре, формирование культурной грамотности и воспитания ценностей.

Проект образовательно-просветительский; один из ключевых принципов — это исследование грамотных источников по выбранной теме. Педагоги в команде проекта не работают этнографами, однако являются профессиональными специалистами в области искусствоведения, дизайна, живописи и знают методы поиска информации. Погружение в выбранную тему, соответственно, происходит совместно с детьми. Как говорилось выше, главным принципом является исследование и уже после изучения источников происходит знакомство со способами стилизации, а затем и сам творческий процесс, где ребенок, впитав в себя ключевые особенности декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества выбранного региона, начинает сам придумывать, предлагать, творить современный художественный образ с уважением к традиции. Мы уже обращались к культурам севера, Кавказу, отдельно Курской традиции, древним славянам, создавая коллекции.

Следующим этапом развития проекта стало обращение к головным уборам народов России в рамках всероссийского конкурса «Национальные головные уборы народов России», учредителями которого являются Центр культуры народов России ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова», общероссийский Совет лидеров молодежных этноинициатив, художественная студия «Мир искусства» и РОО «Помощь Отечественному искусству». Для коллекции традиционные головные уборы явились только источником вдохновения при создании художественного образа. В ее основу легли венцы Архангельской области, кокошники центральных губерний России, а также появились головные украшения, в которых отразились элементы, заимствованные из чувашской девичьей тухьи (шапочка из холста, вся поверхность которой расшита бисером и монетами), кашмау (башкирский головной убор замужней женщины, шапочка которого покрыта снизками коралловых бус и монетами), бастына (женский якутский праздничный головной убор с бисерной отделкой).

Для Цитирования:
Ирина Никулина, Екатерина Серебрякова-Николаева, Светлана Xолмогорова, Стилизация и новое прочтение традиционных головных уборов народов России. Дом культуры. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: