По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.7/.8

Стенды и установки для исследования воздействия транспортного потока на дорожное покрытие

И. П. Солоненко канд. техн. наук, старший преподаватель, Одесская государственная академия строительства и архитектуры;
С. В. Бугаев канд. техн. наук, доцент, Одесская государственная академия технического регулирования и качества, г. Одесса, Украина

В статье представлена разработанная авторами классификация оборудования для исследования эксплуатационных характеристик дорожных покрытий. В работе было проведено исследование с целью сравнения и выбора наиболее рационального оборудования для изучения воздействия транспортного потока на дорожное покрытие.

Литература:

1. Васильев А.П. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочная энциклопедия дорожника / А.П. Васильев [и др.] — Т. 2. — М.: Информавтодор, 2004. — 507 с.

2. Мозговой В.В., Онищенко А.Н., Прудкий А.В., Куцман А.М., Жуков А.А., Ольховый Б.Н., и др. Экспериментальная оценка устойчивости асфальтобетонного покрытия к образованию колейности // Дорожная техника. СанктПетербург. — 2010. — С. 114–128.

3. Головко С.К., Бабінець А.Д., Фощ І.В. Сучасний підхід при дослідженні коліє утворення в асфальтобетонних покриттях // Дороги і Мости. — Випуск 2. — Київ, 2004. — С. 115–123.

4. Мозговий В.В., Онищенко А.М., Прудкий О.В., Куцман О.М., Невінгловський В.Ф., Білан О.О., Жданюк К.В., Шевчук О.О., Головко С.К. Випробування конструкцій дорожнього одягу на кільцевому стенді — успіхи, проблеми, перспективи (частина 2) // Автошляховик України. Науково-виробничий журнал. — Київ, 2010. — №4 (216). — Київ, 2010. — С. 24–31.

5. Динамометрический стенд с 6-ю степенями свободы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bia.ru.com/ automotive/car-dynamic/6-dof-dynamometer/.

6. Бугаєв С.В., Солоненко І.П. Визначення зміни маси зразка матеріалу по величині втрати об’єму // Вестник ОГАСА. — Вып. №39. — Одесса: ТОВ «Зовнішрекламсервіс» 2010. — С. 50–58.

7. Солоненко И.П. Оценка качества дорожного покрытия автомобильных дорог. Третя наукова-практична конференція молодих науковців і студентів. ОДАТРА, м. — Одеса, 2012. — С. 217–220.

8. Солоненко И.П., Бугаев С.В. Определение состояния подшипникового узла с помощью дистанционного измерения температуры его нагрева / И.П. Солоненко, С.В. Бугаев // Proceedings of Azerbaijan State Marine Academy. — 2017. — №2. — С. 171–175.

9. Васильев Ю.Э., Ивачев А.В., Братищев И.С. Исследование устойчивости дорожно-строительных материалов к износному колееобразованию в условиях, приближенных к эксплуатационным [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru.

Состояние автомобильных дорог в основном определяется качеством дорожного покрытия. На дорожное покрытие оказывает влияние:

— транспортный поток, который зависит от интенсивности и состава транспортных средств;

— климатические условия, определяемые расположением рассматриваемого участка автомобильной дороги (температура, влажность).

Движущийся транспортный поток, воздействуя на дорожное покрытие, вызывает различные виды дефектов (износ, истирание, образование пластических трещин, выкрашивание, шелушение и т.д.) [1, 2, 3]. Причина образования дефектов зависит от свойств материалов дорожного покрытия, особенностей конструкций колесного движителя автомобилей и скорости движения транспорта.

Наиболее широко распространены автомобильные дороги с покрытием из цементобетона и асфальтобетона. Каждому из рассматриваемых материалов покрытия свойственен свой вид эксплуатационного износа. На дорогах из асфальтобетона со временем эксплуатации появляется колейность (пластическая деформация покрытия, вызванная воздействием колеса).

Колейность приводит к снижению безопасности движения автотранспорта и ухудшает управляемость транспортных средств (рис. 1, а, б) [2, 4].

На дорогах с асфальтобетоном бывают и другие деформации покрытия: волнистость продольная (появляется из-за продольных деформаций покрытия); трещины; ямы. Волнистость возникает в местах торможения и разгона автомобильного транспорта. Под действием касательных сил в зоне контакта шины колеса и дороги происходит сдвиг верхнего слоя покрытия. Особенно это часто происходит в местах торможения, разгона на подъемах и спусках.

Для жестких покрытий (цементобетон) наиболее характерны следующие виды износа:

1) выкрашивание, шелушение;

2) истираемость.

Первое из них возникает из-за повторяющихся циклов воздействия на материал покрытия положительной и отрицательной температуры. Применение антиобледенительных составов приводит к повышению интенсивности разрушения бетона. Это обусловлено тем, что наблюдается увеличение концентраций солей входящих в реагенты. Повышение температуры приводит к перенасыщению раствора соли, находящихся в порах материала. Кристаллизация солей вызывает большое давление внутри пор. Это приводит к разрушению материала покрытия.

Для Цитирования:
И. П. Солоненко, С. В. Бугаев, Стенды и установки для исследования воздействия транспортного потока на дорожное покрытие. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: