Всего несколько лет назад будущее статистического образования в России находилось под большим вопросом. Необходимость думать о перспективе и формировать стандарты для статистиков XXI века заставляет Росстат переходить к решительным действиям.
По оценке Росстата, сегодня более 100 тысяч человек в стране могут назвать себя статистиками или специалистами по работе с данными. Они заняты в органах власти, частном бизнесе, банках и страховых компаниях, профессиональных ассоциациях и СМИ. Профессия статистика, или data scientist, входит в число самых перспективных, по оценке ведущих международных консалтинговых компаний.
Однако ещё пять лет назад будущее статистического образования в России находилось под большим вопросом. В 2018 г. российские вузы не подготовили ни одного выпускника по программе «Статистика». При этом спрос на специалистов, умеющих работать с данными, стремительно рос и продолжает расти.
«Очевиден запрос на возрождение статистического образования. Есть идеи со стороны вузов и спрос со стороны государства, бизнеса и общества. Генерация данных идёт с огромной скоростью, а вот в подготовке специалистов, которые могут расшифровать цифры, проследить взаимосвязи и дать определённую картину, наблюдается кризис», — считает председатель Общественного совета при Росстате Андрей Клепач.
На этом фоне в Росстате от простой констатации дефицита кадров в органах статистики решили перейти к решительным действиям сразу по нескольким направлениям.
«Надо научиться искать таланты внутри системы и вне её. Чтобы обеспечить подготовку современных статистиков, мы видим два больших направления работы: взаимодействие с вузами и создание системы повышения квалификации внутри Росстата. Это позволит сформировать эффективную систему подготовки кадров», — уверен глава Росстата Павел Малков.
В Росстате уже запущено несколько программ внутреннего обучения: образовательный фестиваль «Лидеры Росстата», обучающие программы «Клик», Statistics MBA и другие. Объединит уже начатые образовательные инициативы Росстата программа «Импульс», направленная на развитие компетенций и навыков, создание кадрового резерва, а также формирование системы кадровых и профессиональных лифтов.