Одной из приоритетных задач, стоящих перед правительством нашей страны и обозначенных в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», является обеспечение повышения производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. [4]. Важность решения данного вопроса трудно переоценить, поскольку, как известно, именно производительность труда определяет общее повышение эффективности на всех уровнях производства. В июне 2014 г. на заседании правительства России помощник Президента РФ А. Белоусов обратил внимание на необходимость включения показателей производительности труда и в госпрограммы развития сельского хозяйства [6].
Для анализа уровня и динамики производительности труда в аграрной сфере применяют систему натуральных и стоимостных показателей, позволяющую выявлять промежуточные и конечные результаты производственной деятельности не только отдельных организаций, но и целых отраслей.
Натуральные показатели производительности труда отражают размер производства конкретных видов продукции на единицу отработанного времени или одного работника. К сожалению, следует констатировать, что в нашей стране они пока существенно отстают от показателей передовых стран. Так, к примеру, Н. Бабаевым и Т. Юрасовой [1, с. 62] установлено, что объем производства зерна в расчете на одного занятого в сельском хозяйстве России в 11 раз ниже уровня США и почти в 10 раз меньше, чем в Канаде (рис. 1).
Для характеристики развития сельского хозяйства в целом используют стоимостные показатели производительности труда. При их исчислении за основу берутся, как правило, стоимость произведенной продукции и численность персонала (или затраты труда). Нами проведена группировка крупных и средних сельскохозяйственных организаций Краснодарского края по величине среднегодовой производительности труда, позволяющая выявить взаимосвязь между данным показателем и уровнем материального стимулирования работников аграрного сектора (табл. 1).