Глобализация мировой экономики явилась одной из причин глубокого вовлечения ряда российских организаций — представителей различных видов экономической деятельности в обширные импортно-экспортные отношения [3]. В таких условиях представляется проблематичным достичь полной автономии во всех сферах экономической деятельности, сохраняя при этом качество и количество производимых товаров [6]. В этой связи возникают вопросы об экономической независимости страны. Ключевой проблемой, о которой спорят политики и экономисты, является ослабление национальной экономической безопасности страны, высокая степень продовольственной зависимости. Начиная с 2010 г. обеспечение населения продукцией отечественного производства стало важнейшей задачей государственной политики [11].
Отрасли сельского хозяйства в России стали локомотивом политики импортозамещения в экономике страны еще в период кризиса 1998 г., а также в условиях санкций, имеющих место с 2014 г., показав высокие результаты. Однако многие ученые-экономисты отмечают неустойчивый эффект вводимых ограничений на развитие аграрного сектора и выделяют ряд сдерживающих факторов, таких как низкие темпы модернизации производства, отставание сельхозпроизводителей в применении цифровых решений в производственном процессе, свертывание в течение длительного периода научных исследований в сфере селекции и семеноводства, исключающее возможность полного отказа от импортной продукции, и др. [4, 13–15]. Стабильный рост физического объема производства в сельском хозяйстве не является прямым показателем импортозамещения, поскольку данный аспект — не единственный, требующий рассмотрения при изучении этого процесса. Представители ФГБНУ ВНИИЭСХ, участвующие в разработке современной аграрной политики, утверждают, что для объективной оценки необходимо рассмотреть равномерность потребления продуктов питания по децильным группам населения по уровню доходов, а не только в среднем, а также доли импорта ряда базовых материально-технических ресурсов, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия [6]. В публикации С.Ю. Барсукова отмечает, что «на самом деле Доктрина продовольственной безопасности основана на трех семантических китах: доля собственного производства по основным видам продуктов питания, качество этой пищи и ее доступность для населения. Деполитизация достигается путем смещения фокуса проблемы с идеи внешней экспансии, с которой мы должны защищаться с ростом собственного производства, на внутренние проблемы — не только для того, чтобы производить достаточно для продовольственной независимости, но и для того, чтобы уделять внимание качеству продуктов и их доступности» [1]. Для реализации потенциала в сфере импортозамещения требуется усиление государственной поддержки в технико-технологическом обновлении отрасли, повышении ее инвестиционной привлекательности, улучшении социальных условий жизнедеятельности сельского населения, улучшение макроэкономических условий функционирования аграрного сектора [10].