В современной экономике любого государства лизинг является одним из институтов, способствующих инвестированию и развитию экономики отраслей страны. Так, в России с 2010 по 2017 г. объемы финансирования лизинга возросли на 149,01 %, однако и уровень роста цен на товары и услуги возрос на 77,76 % (рис. 1). Вместе с тем следует отметить, что с учетом индекса-дефлятора этот рост сопровождался увеличением стоимостного показателя лизинговых сделок только на 40,1 %. При этом в 2017 г. 75 % лизинговых сделок составляют транспортные средства, что не приводит к расширению производственной базы на предприятиях реального сектора экономики и не создает добавленную стоимость.
Спад производства за счет выбытия основных фондов ведет к снижению масштабов накопления, что, в свою очередь, вызывает сокращение финансовой базы инвестиций и уменьшение их объема. Снижение объема инвестиций влечет за собой снижение капиталовооруженности, что при низком уровне эффективности использования инвестиций приводит к уменьшению объема произведенного продукта [16].
Применение непараметрических методов в оценке основных факторов, сдерживающих рост объемов лизингового финансирования в России в разрезе используемых институтов для развития бизнеса, позволяет количественно оценить атрибутивные признаки, являющиеся причинами кризиса в сфере лизинговых услуг. Данное научное исследование основано на результатах статистического наблюдения, проведенного по совокупности лизинговых компаний на основе выборочного обследования, ежегодно проводимого Федеральной службой государственной статистики (ФСГС) в 80 субъектах РФ.
Выявление закономерностей в изменении отраслевой структуры договоров финансового лизинга, их интенсивности. Проведена характеристика влияния факторов, негативно оказывающих действие на развитие лизинга. Оценена зависимость между периодом обследования и показателями институциональных основ лизинговой деятельности (на основе обследований ФСГС) с использованием χ2 -критерия, коэффициентов Чупрова, Вулфа с поправкой Йетса.