Автомобильные дороги являются необходимыми для обеспечения населения страны артериями, без поддержания, развития и совершенствования которых невозможен подъем экономики области и страны в целом.
Строительство таких объектов должно выполняться с высокой точностью, чтобы объект прослужил долго и соответствовал нормам строительства данных объектов, которые изложены в стандартах (ГОСТах), СНиП, СП и проектно-конструкторской документации.
Некачественное выполнение работ по строительству автомобильных дорог может привести к преждевременному выходу из строя самих транспортных средств и самого линейного сооружения.
В ранее действующих документах, регламентирующих возведение автомобильных дорог, приведены величины предельных погрешностей строительных и геодезических работ.
Например, невязка двойного нивелирного хода длиной L (км) при передаче отметок допускалась 50√L мм, то есть было рекомендовано осуществлять техническое нивелирование.
Такие рекомендации были и остаются в настоящее время в учебной литературе для выполнения геодезических работ при возведении линейных объектов. Например, в учебнике для студентов высших учебных заведений [1] невязка в ходе между реперами, отметки которых известны, не должна превышать 50√L мм, где L длина в км. Такие же рекомендации в учебниках и учебных пособиях для студентов высших учебных заведений и других авторов [2, 3, 4, 5]. С течением времени требования нормативных документов, регламентирующих строительство автомобильных дорог, изменяются, а также изменяется и инструментальная база приборов, применяемая в производстве строительного процесса.
В работе [6] анализируются работы, направленные на поиск эмпирических зависимостей, связывающих показатели продольной и поперечной ровности с параметрами деформируемости дорожных конструкций и ее отдельных элементов. В рамках этого анализа приведены данные натурных экспериментов и лабораторных исследований деформируемости материалов трехосным сжатием многократно прикладываемой нагрузкой. Приведены результаты работ по обоснованию допускаемых и предельных неровностей, формирующихся в продольном и поперечном направлении.