Вопрос неоднократно поднимался на различных площадках. Дело в конечном счете свелось к тому, что были сформированы три сценария реформы системы управления МКД, наибольшую поддержку получил консервативный, при реализации которого акцент делается на дальнейшем развитии нынешней системы лицензирования деятельности УК.
К консервативному сценарию склоняются и в Минстрое России. Позицию министерства по этому вопросу представил директор Департамента развития ЖКХ Александр Федяков. По его словам, введение в 2014 году института лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД способствовало усилению защиты прав и законных интересов собственников жилья. За прошедшие 10 лет были отработаны механизмы взаимодействия органов госжилнадзора с контролируемыми лицами, привлечения к ответственности тех, кто нарушает законодательство.
Все это не отменяет необходимости дальнейшей наладки имеющихся механизмов, поэтому прорабатываются поправки в Жилкодекс, меняющие некоторые лицензионные требования к УК. В том числе готовятся решения по внедрению стандартов управления домами, в которых планируется ввести единые требования к УК (материально-техническое обеспечение, квалификация специалистов, уровень ответственности и обеспечение ответственности), соответствие которым позволит гарантировать надлежащее содержание общего имущества, своевременную и качественную ликвидацию аварий, а также ответственность УК за выполнение этих работ. Возможно, целесообразно внедрить прейскуранты на предоставление услуг жителям. «В целом лицензирование справляется с задачей защиты граждан, но необходимы стандарты управления и ужесточение лицензионных требований. Мы будем работать над такими подзаконными актами», — сказал Александр Федяков.
Член ОС, заместитель исполнительного директора Ассоциации «Совет ЖКХ» Ольга Сердюк заявила, что всем понятна необходимость системных изменений в управлении МКД, «без этого дальше нельзя». Но лицензирование — это не только вопрос допуска на рынок. В частности, назрела реорганизация взаимодействия жителей с компаниями, оказывающими коммунальные и жилищные услуги. В целях законодательного обеспечения такой реформы уже выработаны рекомендации по изменению в ЖК РФ, а также ПП № 354, 124, направленные на предоставление УК, ресурсоснабжающим организациям достоверной информации о потребителях и принадлежащих им помещениях. Их внесение в законодательство позволит повысить ответственность граждан за свою собственность и обяжет УК своевременно информировать своих клиентов об условиях предоставления коммунальных услуг, а также о производимых в помещении изменениях.