По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62-83:656.56

Стартер-генераторные комплексы газотурбинных газоперекачивающих агрегатов

Бычков Е.В. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, E-mail: O_Kryukov@vniigaz.gazprom.ru
Васенин А.Б. АО «Гипрогазцентр», г. Нижний Новгород

Представлен современный параметрический ряд газотурбинных двигателей, используемых в качестве газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистрального транспорта газа. Рассмотрены особенности запуска газотурбинных газоперекачивающих турбокомпрессоров мегаваттного класса и требования, предъявляемые к основным технологическим агрегатам Единой системы газоснабжения. Предложена классификационная схема и анализ перспектив использования стартеров каждого типа. Показаны эффективные решения современных стартер-генераторных комплексов на основе машин переменного тока, обеспечивающих наилучшие характеристики по надежности, энергоэффективности и экологичности в условиях компрессорных станций.

Литература:

1. Milov V.R., Suslov B.A., Kryukov O.V. Intellectual management decision support in gas industry // Automation and Remote Control. – 2011. – V. 72. – N 5. – P. 1095–1101.

2. Крюков О.В., Степанов С.Е. Пути модернизации электроприводных ГПА // Електромеханiчнi I енергозберiгаючi системи. – 2012. – № 3 (19). – С. 209–212.

3. Пужайло А.Ф. и др. Энергосбережение и автоматизация электрооборудования компрессорных станций / Под ред. д-ра техн. наук О.В. Крюкова. – Н. Новгород: Вектор ТиС, Т. 2. – 2011.

4. Бабичев С.А., Бычков, Крюков О.В. Анализ технического состояния и безопасности электроприводных газоперекачивающих агрегатов // Электротехника. – 2010. – № 9. – С. 30–36.

5. Серебряков А.В. Метод и система принятия решений по прогнозированию технического состояния электроприводных газоперекачивающих агрегатов // Электротехнические системы и комплексы. – 2015. – № 4 (29). – С. 35–38.

6. Kryukov O.V. Intelligent electric drives with IT algorithms // Automation and Remote Control. – 2013. – V. 74. – N 6. – P. 1043–1048.

7. Пужайло А.Ф., Крюков О.В., Рубцова И.Е. Энергосбережение в агрегатах компрессорных станций средствами частотно-регулируемого электропривода // Наука и техника в газовой промышленности. – 2012. – № 2 (50). – С. 98–106.

8. Серебряков А.В., Крюков О.В. Оптимизация управления автономными энергетическими установками в условиях стохастических возмущений // Промышленная энергетика. – 2013. – № 5. – С. 45–49.

9. Крюков О.В., Киянов Н.В. Электрооборудование и автоматизация водооборотных систем предприятий с вентиляторными градирнями: монография // Н.Новгород: НГТУ, 2007. – 260 с.

10. Крюков О.В., Титов В.В. Разработка АСУ автономными энергетическими установками // Автоматизация в промышленности. – 2009. – № 4. – С. 35–37.

В настоящее время Единая система газоснабжения РФ является в ПАО «Газпром» центральной и наиболее значимой структурой, поскольку обладает значительной протяженностью (более 170 тыс. км) со средней длиной на один газопровод 3430 км и высокой энергоемкостью – 222 компрессорных станций (КС) при потенциале энергосбережения до 70% [1–4]. Каждая современная КС (рис. 1) – это сложное инженерное сооружение с группами газоперекачивающих агрегатов (ГПА) на десятки мегаватт мощности, обеспечивающее основные технологические процессы транспорта природного газа по магистральным газопроводам (МГ) [5–7].

Общая структура типового параметрического ряда ГПА (параметрическая матрица) привязана к технологии компримирования газа на линейных КС, дожимных КС, КС подземных хранилищ газа и нагнетательных КС. Диапазон повышения давления газа – от 0,3 до 38 МПа – разбивается на ряд выходных давлений по ступеням сжатия в соответствии с принятым рядом степени сжатия [8–10].

Исторически формирование столь мощного компрессорного парка происходило в течение более 60 лет [11–14]. Поэтому имеется очень большое разнообразие типоразмеров приводов (57 видов), технологических модификаций (102 типа), комбинаций привод-компрессор (153 вида), компоновочных решений (в общем или индивидуальных зданиях, в блочно-контейнерном исполнении). Сложившийся на сегодня уровень эффективности работы ГТС в части затрат топливно-энергетических ресурсов определяется целым рядом факторов исторического, климатического и технологического (режимного) характера. Причем, фактор удаленности сырьевой базы от потребителей газа с каждым годом усиливается, как и требования к надежности с оперативным мониторингом [15–20].

Несмотря на все многообразие типоразмеров ГПА различных фирм-изготовителей, вид привода нагнетателей КС и их мощность в основном определяются пропускной способностью газопровода. Для МГ с большой пропускной способностью наиболее эффективное применение находят ЦБН с приводом от ГТУ.

Запуск двигателя представляет собой неустановившийся режим работы ГТД, характеризуемый процессом раскрутки его ротора от неподвижного состояния или режима вращения авторотации до выхода двигателя на режим малого газа (минимальный установившийся режим работы двигателя). Запуск осуществляется комплексом устройств и систем, составляющих пусковую систему ГТД, которые целесообразно исследовать как на современных экспериментальных стендах, так и путем компьютерного моделирования [21–25].

Для Цитирования:
Бычков Е.В., Васенин А.Б., Стартер-генераторные комплексы газотурбинных газоперекачивающих агрегатов. Главный энергетик. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: